Подвижные игры для детей в помещении и на улице

Возможность свободного движения

В данном возрасте первое и самое важное, что родителям следует сделать, – обеспечить ребёнку возможность свободного движения. Это значит, что вам не следует пользоваться манежами и нужно убедиться, что ребёнок не проводит слишком много времени в коляске, машине, слинге или рюкзаке-переноске.

Дома обезопасьте среду так, чтобы ребёнок мог везде перемещаться.

На улице отдавайте предпочтение подвижным играм для детей, прогулкам на детских площадках или пешком в парках или лесу.

Помогаем ребенку развиваться

Для разностороннего развития малышей этого возраста существует множество игровых упражнений и игр.

Ребенок играет в прятки

Подвижные игры

Активное физическое развитие ребенку обеспечивают такие игры:

  • догонялки;
  • жмурки;
  • игры с мячом (ребенок бросает мяч об стенку, ловит, бросает родителям);
  • прыжки на двух ногах;
  • бег на носочках;
  • имитация движений животных и птиц (заяц, медведь, лягушка, цапля, воробей, слон, гусеница, коршун);
  • ходьба по скамейке или бревну («переправа»);
  • бег с огибанием препятствий (в доме – стулья, подушки, на улице – скамейки, столбы, деревья);
  • ходьба с преодолением препятствий (ям, возвышений, ступенек, луж);
  • ходьба по размеченной траектории (кривая, ломаная линия);
  • прыжки на фитболе;
  • ходьба на руках («тачка»).

Дома можно предложить ребенку игру в «меткого стрелка». Поставьте два пластиковых ведра и бросайте в них «снаряды», скрученные из мягкой бумаги: мама – в свое ведерко, малыш – в свое. Выберите для бросков расстояние, с которого кроха сможет попасть в цель. По окончании игры наградите юного «снайпера» игрушкой или сладким сюрпризом. Развивая меткость, ребенок учится координировать движения рук.

Старайтесь менять вид деятельности малыша каждые 10–15 минут: чередуйте двигательные развивающие занятия с занятиями за столом, чтением. В этом возрасте ребенок не сможет концентрировать внимание на чем-то дольше.

Дети играют в детском саду

Познавательные игры

Это игры, направленные на изучение ребенком окружающего мира, предметов и их свойств, явлений, а также на развитие логики, внимания, памяти.

Можно предложить 2–3-летнему малышу:

  • найти названный мамой предмет на картинке, в комнате или во дворе;
  • найти пару из нескольких похожих предметов;
  • найти вокруг предметы заданной формы (квадратные, круглые, прямоугольные);
  • отыскать одинаковые рисунки на одежде, посуде;
  • сортировать предметы по размеру или цвету (например, белье для стирки);
  • разложить предметы по местам, используя понятия «право-лево», «позади-впереди», «выше-ниже»;
  • собрать рисунок, разрезанный на 3–4 детали;
  • складывать матрешки друг в друга;
  • отгадывать рифмованные загадки;
  • отыскать высокие и низкие предметы (шкафы, стулья, дома), узкие и широкие (дороги, коврики, коридоры), короткие и длинные (карандаши, шарфы, линейки);
  • подобрать к нарисованной тени соответствующий предмет;
  • найти, какой детали на картинке не хватает;
  • найти предмет по двум указанным признакам (круглый и синий, квадратный и красный);
  • поиграть во «что пропало» или «что появилось»;
  • поиграть в прятки;
  • поиграть на улице с тенью, солнечным зайчиком, снегом, ветками, шишками, песком;
  • рассортировать предметы или картинки по обобщающим признакам (одежда, птицы, пища, мебель).

В этом возрасте малышей можно ненавязчиво знакомить с основами арифметики и счета. Подробнее об этом читайте в блоге.

Не передавайте малыша в «ведение» телевизора. Какой бы познавательной и развивающей вам ни казалась передача, длительное пребывание перед телеэкраном для растущего организма ребенка совсем не полезно.

Ребенок играет с крупой

Развитие сенсорных ощущений

Для развития сенсорики в 2–3 года можно позаниматься с ребенком:

  • изучением запахов, вкусов (найти предмет по запаху, назвать вкус с закрытыми глазами, найти предмет такого же запаха или вкуса, как предложенный);
  • изучением холодных, теплых, горячих поверхностей (например, регулируя температуру воды в кране);
  • описанием тактильных ощущений от прикосновения разных предметов (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, колючий);
  • поиском материала, который соответствует предложенному образцу (кусочку картона, шелка, ваты, шерсти).

Ребенок с детским ксилофоном

Развиваем слух малыша

Для развития слуха – общего и музыкального – ребенку полезно:

  • узнавать и называть различные звуки или шумы на прогулке и дома (ветер, машина, птица, животное, вода, чайник, фен и т. д.);
  • находить источник звуков (саму птицу, чайник, ворох листьев, кота);
  • играть на детских музыкальных инструментах;
  • слушать пение мамы и подпевать;
  • пританцовывать или отстукивать в такт музыке.

Девочка рисует

Что развивает речь?

Как уже было сказано, речевые навыки у ребенка с двухлетнего возраста развиваются стремительно. Какие игры в этом могут помочь? Все, которые развивают внимание, логику, мышление, память, мелкую моторику, координацию рук, дыхание, подвижность губ, щек и языка (артикуляцию), побуждают ребенка к высказываниям. Чем больше таких игр проводится с ребенком, тем более совершенной будет его речь.

Мышление, координацию, воображение, мелкую моторику развивают:

  • рисование, раскрашивание (подойдут готовые альбомы для самых маленьких);
  • рисование пальцами и ладонями по муке, манке, крупам;
  • лепка из теста или пластилина;
  • игры с песком – простым и кинетическом (о нем мы рассказали здесь);
  • аппликация;
  • игры с мозаиками, пазлами, наклейками;
  • занятия с сортерами, пирамидками, кубиками, вкладышами, конструкторами;
  • шнуровки;
  • пальчиковая гимнастика (о ней тоже есть статья).

Артикуляцию задействуют такие занятия:

  • проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок;
  • рожицы перед зеркалом с показыванием зубов, языка, надуванием щек;
  • игры-подражания (голосам птиц, животных, бытовых приборов или устройств);
  • произнесение фраз громко, тихо, шепотом.

Дыхание развивается, когда ребенок задувает свечу, дует на одуванчик, сдувает мыльную пену с рук, пускает мыльные пузыри, «баламутит» воду в стакане через соломинку.

Можно предложить малышу игру в «снежки». Положите на столе несколько ватных комочков для каждого игрока (хорошо, если это будут все домашние). Пусть они сдувают эти «снежки» на пол. Конечно же, побеждает кроха!

Ребенок помогает маме

Подвижные игры для детей 3-х летнего возраста

Итак, трехлетки прекрасно рассуждают, фантазируют. Следовательно, их задействуйте в упражнениях, где требуются умственные усилия.

Три игры для трехлеток в группе

  1. Погода и время. Ребята прячутся. Когда взрослый говорит, что светит солнышко, они выбегают и дурачатся. Когда объявляют, что идет дождь или снег все сразу скрываются в домиках. Кто не успел, тот проиграл. Так изучают все явления природы, времена года.
  2. Забавные насекомые и птички. Детки представляют себя трудолюбивыми пчелками, имитируя ее жужжание и полет, помахивают руками-крыльцами, собирают нектар на цветках и носят в улей. Под улей приспособьте картонную коробку или нарисуйте мелом на земле, сложите из веточек, а цветки могут быть настоящие или нарисованные. Потом все перевоплощаются непоседливыми воробышками, прыгают на месте, вперед, назад на одной или двух ножках, одновременно машут ручками. Игра знакомит маленьких почемучек с флорой и фауной нашей планеты.
  3. Канатоходец. Положите на пол ленту, дощечку и предложите пройтись по ней прямо или боком, стараясь при ходьбе сохранить равновесие. Можно поднимать руки, держать перед собой палочку. Если ребятам нравится, усложняйте задание. Можно взять в руки поднос, на который поставить игрушку. Устройте соревнования, кто не собьется тот победитель.

Подвижные игры для ребенка 2 года жизни

Вы замечали, что обычная ходьба утомляет вашу крошку? Это связано не только с физиологическими особенностями, но и с психикой. Малышу постоянно нужны новые впечатления. Наполняя пространство ребенка развлечениями и подвижными играми, мы убираем его импульсивность и побуждаем к новым действиям. Сразу исчезает усталость, появляется азарт.

Игры для малыша 2 лет дома и на улице

Предлагаю вашему вниманию некоторые любимые развлечения внучат моей знакомой.

  • Имитация. Возьмите картинки с изображениями разных животных, расскажите о них, произнесите их голоса, покажите, как двигаются, попросите малыша повторить. Не пытайтесь доводить игру до логического завершения. Концентрация внимания у детей сберегается несколько минут и все может быстро надоесть. Придумывайте короткие забавы, чаще меняйте их. Главное процесс, а не результат.
  • Горка излюбленное место детворы. Уже годовалые карапузы пытаются ее одолеть, не говоря о двухлетних озорниках. Подстрахуйте малыша, дайте ему шанс испытать страх и восторг одновременно. Результат будет двойной: удовольствие и польза, ведь спуск с наклонной поверхности прекрасно тренирует мышцы живота и спины, учит держать равновесие, воспитывает смелость и настойчивость.
Читайте также:  Во сколько месяцев можно сажать мальчиков: оптимальный возраст для присаживания

Моя трехлетняя внучка воздвигает горку из подушек, использует спинку дивана, гладильную доску (так интереснее для нее), а полуторагодовалый внучок как хвостик следует по пятам. Теперь понимаю, чем необычнее затея, тем увлекательнее она для детей. Поэтому используем для развлечения все, что видим вокруг.

Дома, на улице всегда найдутся предметы, которые можно задействовать в подвижных играх. Внуку понравилось играться небольшими предметами: камушки, пуговицы, которые можно прятать, переносить, бросать. Ребенок ликует, а бабушка довольная ведь мальчик развивает мелкую и крупную моторику.

Малыш уже пытается подружиться с трехколесным велосипедом и самокатом. Не все затеи удаются с первой попытки. Я понимаю, стараюсь не переусердствовать, а постепенно заинтересовываю своего милого птенчика.

Игра для детей 2-3 лет «Прыжки по кочкам»

Мама рисует на земле геометрические фигуры (кружочки, квадратики и т.п.). Рисовать можно мелками на асфальте или палочкой на земле. Это будут «кочки».

На самую дальнюю «кочку» мама кладет какой-нибудь предмет, например, ведерко с формочками. Мама объясняет ребенку, что он сейчас пойдет в поход за ведерком, но идти надо только по кочкам. Малыш начинает движение, передвигаясь, ставит ноги на нарисованные «кочки».

Эта игра хорошо развивает координацию движений.

Учимся ходить

Обычно дети начинают ходить в возрасте около года. Однако некоторые дети предпочитают держаться за мебель или за руку родителей ещё некоторое время. Если малыш не спешит ходить самостоятельно, предложите ему ходить, держась за коляску. Так ребёнок сможет перемещаться по всему дому без вашей помощи. Такую коляску можно найти в «Икее» или других магазинах. Позднее ребёнок будет с удовольствием возить на ней свои игрушки.

подвижные игры учим детей ходить

Медведь и дети

Цель: развитие ловкости, координации и скоростных способностей.

Наилучший вариант – игра с двумя взрослыми, один из которых становится медведем. Он вразвалку ходит по комнате, делая вид, будто ищет детей. Другой находится в группе с воспитанниками в дальнем углу помещения, они садятся на корточки и начинают приговаривать хором:

«Мишка по лесу гулял,
Долго-долго он искал,
Мишка деточек искал,
Очень скоро он устал,
Сел на травку, задремал».

После этих слов «медведь» садится на стул примерно посередине комнаты и делает вид, что дремлет. Группа детей и взрослый с ними продолжают приговаривать:

«Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать,
Миша, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй».

После этих слов дети вскакивают и бегут в противоположную сторону комнаты через проснувшегося «медведя». Он пытается их поймать, а ребята, сумевшие убежать от зверя, вновь усаживаются в углу, и игра продолжается.

Учимся подниматься и спускаться по лестнице

После года дети совершенствуют свои движения. Давайте ребёнку подниматься по лесенке, заходя в дом, или на детской площадке. Можно купить или сделать небольшую подставку, на которую ребёнок будет легко забираться и с которой он сможет с лёгкостью спуститься. Такие подставки пригодятся в ванной или на кухне – с их помощью малыш запросто достанет до стола или раковины.

Видио –фрагмент «Самообслуживание детей – раздевание»

Подвижные игры для детей 2-3 лет.

Солнечный зайчик
Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.
Скачут побегайчики 
Солнечные зайчики, 
Мы зовем их — не идут, 
Были тут — и нет их тут. 
Прыг, прыг по углам, 
Были там — и нет их там. 
Где же зайчики? Ушли, 
Мы нигде их не нашли.
(А. Бродский) 
У медведя во бору 
Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
У медведя во бору 
Много шишек наберу, 
А медведь слепой –
Не бежит за мной. 
Веточка обломится –
Медведь за мной погонится!
На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их. 
Медведь и дети
Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:
Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал, 
Сел на травку, задремал.
Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет.
Взрослый и дети говорят:
Стали деточки плясать, 
Мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать.
Наших деток догоняй.
На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки.
Раз, два, три – лови!
Дети становятся на одной стороне комнаты. Они говорят: «Раз, два, три – лови!» — и бегут к противоположной стене комнаты. Водящий, который находится в центре комнаты, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до стены. 
Салки со змеей
Звучит веселая музыка для детей, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила»). Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.
Гуси, гуси
Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.
Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?» 
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите — раз хотите, только крылья берегите».
Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей. 
Волк и овечки 
Дети встают в круг, в середине которого сидит «волк» (выбранный ребенок).
Остальные дети – «овечки» тихонько подходят к «волку», при этом можно предложить детям выполнять различные движения (приседать, хлопать в ладоши и т.п.).
Когда одна из «овечек» дотрагивается до «волка» – он вскакивает и начинает ловить детей. Пойманная «овечка» становится вместо него «волком», и игра продолжается. 
Мыши водят хоровод
Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)

Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод!»
На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).
Мышки-трусишки
«Кот» (назначенный взрослый) спит на стульчике. Дети – «мышки» — медленно идут у нему, приговаривая слова потешки и выполняя соответствующие движения:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз- два — три- четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
«Бом- бом- бом- бом!»
Убежали мышки вон! 
«Кот» «просыпается» и догоняет «мышей». Детям надо успеть сесть на стульчики.
Птички в гнездышках 
Дети – «птички» — встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты. Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки».
«Птички» спрыгивают или сходят с возвышений, «летают», размахивают «крылышками», приседают, «клюют» «зернышки». По сигналу взрослого: «Дождь пошел!» — птички улетают в свои гнездышки.
Блин и оладушки
В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин»), а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки»). Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.
Перебрось игрушки
Если у вас дома много мягких игрушек, можно сыграть в очень веселую игру. Поделите ковер в комнате пополам (для обозначения границы на середину ковра положите длинную веревку).
Распределите мягкие игрушки между вами и ребенком поровну. Вы кидаете свои мягкие игрушки на территорию ребенка, а он — на вашу. Задача: перебросить все мягкие игрушки на площадь другого игрока. 
День — ночь
Водящий говорит: «День», — все бегают, — «Ночь» — замирают на месте. Водящий должен заметить, кто двигается. Кто пошевелился – становится водящим. 
Автомобили
Каждый из игроков назначается «автомобилем».
Его «гаражом» может быть стульчик или обруч, лежащий на полу. «Автомобили» «ездят» по комнате «рулят» и стараются не врезаться друг в друга.
Можно усложнить задачу и положить на полу широкую длинную дощечку (мост), поставить препятствия в виде стульев, коробок и т.п. По сигналу: «Автомобили, в гараж!» — все стараются побыстрее занять свой «домик».
Поезд
Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «поезд», который медленно двигается по комнате со словами:
Вот поезд наш едет, колеса стучат, 
а в поезде этом 
ребята сидят. 
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу», 
— бежит паровоз 
далеко, далеко, 
ребят он повез 
далеко-далеко. 
Но вот остановка: 
«Кто хочет слезать? 
Вставайте, ребята, 
пойдемте гулять!».
(А. Ануфриева)
На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. Посигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики. 
Комарики и лягушка
Взрослый назначается «лягушкой», дети – «комариками». У каждого ребенка в руках платочек. Дети бегают оп комнате, машут «крыльями». Взрослый произносит:
Сел комарик на кусточек, 
На еловый на пенечек, 
Свесил ножки под листочек, спрятался!
Дети, услышав эти слова, рассаживаются на заранее приготовленные стульчики и накрывают голову и лицо платочками. «Лягушка» ищет «комариков», приговаривая: «Ква-ква! Где же комарики? Ква-ква!». Затем игра повторяется. 
Птички и автомобили
Девочки назначаются «воробьями», а мальчики – «автомобилями». Взрослый говорит: «Птички вылетели погулять». Девочки — «птички» — «летают» по комнате, «машут крыльями», «клюют зерна». По сигналу взрослого: «Автомобили выехали!» — «птички» быстро убегают с дороги, а мальчики начинают изображать машины: «крутят руль» и «ездят» по «дороге». В следующий раз детям можно поменяться ролями.
Пчелки
Дети – «пчелки» — бегают по комнате, «размахивают крыльями» и жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется «медведь» (взрослый или игрушка в руках взрослого) и говорит:
Мишка-медведь идет 
Мед у пчелок унесет.
Пчелки отвечают: 
Этот улей — домик наш. 
Уходи, медведь, от нас, 
Ж-ж-ж-ж! 
«Пчелки» машут «крыльями», жужжат, прогоняя «медведя» от своих «ульев». 
Воронята
Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит:
Воронята крепко спят, 
Все по гнездышкам сидят, 
А проснутся на заре, 
Будут каркать во дворе». 
На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», -начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:
Полетели, полетели, 
Воронята полетели: «Кар-кар». 
Вышла тетя на дорожку, 
Воронятам сыплет крошки. 
Воронята прилетали, 
Всё до крошки поклевали: 
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», — 
Клювами стучали. 
Дети – «воронята»- присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:
Тузик по двору гулял, 
Вороняток испугал: 
«Ав-ав, ав-ав!»
(А. Ануфриева)
Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки.
Зайчики и домики
На полу раскладываются обручи по количеству детей. Дети – «зайчики» — прыгают и бегают по комнате. На слова взрослого: «Серый волк!» — дети забегают в свои «домики». 
Мотыльки
Дети изображают мотыльков. Взрослый проговаривает слова стихотворения:
На зеленом на лугу 
Мотыльки летают. 
И с цветочка на цветок 
Весело порхают. 
Дети бегают, машут руками-крылышками, «порхают».
Таня вышла на лужок, 
У нее в руках сачок. 
Берегись-ка, мотылек, 
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева) 
«Мотыльки» убегают от взрослого, который держит в руках яркий сачок и пытается их поймать.
Каждому по игрушке!
На полу в разных местах разложены мягкие игрушки. Дети бегают по комнате, стараясь не задевать игрушки. На определенный сигнал: хлопок в ладоши, удар в бубен, звон колокольчика — каждый ребенок подхватывает на руки одну из игрушек. Затем кладет игрушку на место, и игра продолжается. 
Найди свою пару
Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одинаковому предмету, например, одной паре – по красной ленточке, другой паре – по маленькому шарику и т.д.
По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга. Эту игру можно проводить и без предметов – игроки должны запомнить друг друга.

Читайте также:  Как наказать ребенка: советы врачей, педиатров и воспитателей

Потешки и стихи с движением для детей 1-3 лет
                                                                                    

Мишка косолапый

Мишка косолапый 
По лесу идет. 
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу) 
Шишки собирает, 
В корзиночку кладет. 
(собираем воображаемые шишки) 
Вдруг упала шишка — 
Прямо мишке в лоб! 
(бьем себя рукой по лбу) 
Мишка рассердился 
И ногою — топ. 
(топаем ногой) 

  
Топаем – хлопаем

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как мишка: 
Топ-топ-топ-топ! 
Мы похлопаем, как мишка: 
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! 
Лапы вверх мы поднимаем, 
На другие приседаем. 

  
Мы ногами топ-топ-топ

Мы ногами топ-топ-топ, 
(ходим по комнате и топаем) 
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп! 
(хлопаем в ладоши) 
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем 
(топаем по комнате) 
И в ладошки ударяем. 
(хлопаем в ладоши) 
Топ-топ, ножки, топ! 
(топаем на месте) 
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп! 
(хлопаем) 
Ай да малыши! 
(руки на пояс, кружимся) 
Ай да крепыши! 
                  (А. Ануфриева) 

Застучали ножки

Застучали ножки 
(топаем ногами) 
По ровненькой дорожке, 
Застучали много раз, 
Будет весело у нас. 
(хлопаем в ладоши) 
Кулачком сильнее бей, 
(кулачком стучим по ладошке) 
Только ручки не жалей, 
Постучим мы кулачком 
И покружимся волчком! 
(кружимся) 

Жил – был зайчик

Жил – был зайчик, 
Длинные ушки. 
(приставляем ладошки к голове) 
Отморозил зайчик 
Носик на опушке. 
(прикрываем носик рукой) 
Отморозил носик, 
Отморозил хвостик 
(прикрываем попу) 
И поехал греться 
(обнимаем сами себя) 
К ребятишкам в гости. 
                     (В.Хорол) 

Самолеты

Самолеты загудели, вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) 
Самолеты полетели. 
(руки в стороны, бежим по комнате) 
На полянку тихо сели, 
(приседаем) 
Да и снова полетели. 
(руки в стороны, снова бежим по комнате) 

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит 
(приставляем ладошки к голове) 
И ушами шевелит. 
Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки погреть. 
(хлопаем в ладоши) 
Зайке холодно стоять, 
Надо зайке поскакать. 
(топаем ногами) 
Кто-то зайку напугал – 
Зайка – прыг – и убежал! 
(пугаемся и разбегаемся по комнате) 

  
Два жука

На полянке два жука 
(пружинящие движения ногами) 
Танцевали гопака: 
Правой ножкой топ, топ! 
(топаем правой ногой) 
Левой ножкой топ, топ! 
(топаем левой ногой) 
Ручки вверх, вверх, вверх! 
(поднимаем руки вверх) 
Кто поднимет выше всех? 
(тянемся вверх) 

  
Как на горке

Как на горке — снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под горкой — снег, снег, 
(приседаем) 
И на елке — снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под елкой — снег, снег. 
(приседаем) 
А под снегом спит медведь. 
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку) 
Тише, тише. Не шуметь! 
(прикладывает палец к губам). 
               (И. Токмакова) 

Снежинки

С неба падали снежинки, 
(пружинящие движения) 
Белоснежные пушинки, 
Они вертелись, они кружились 
(кружимся) 
И в сугробы превратились 
(садимся на корточки) 
Вот такие вот высокие, 
(поднимаем руки вверх) 
Вот такие вот широкие, 
(разводим руки в стороны) 
Вот такие вот глубокие, 
(присаживаемся на корточки) 
Вот такие белобокие 
(поглаживаем себя по бокам) 

 Стрекоза

Вот какая стрекоза, 
(показываем размер двумя руками) 
Как горошины глаза. 
(прикладываем руки к глазам) 
Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо), 
Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед), 
Ну совсем как вертолет. 
Мы летаем высоко, 
(поднимаем руки вверх) 
Мы летаем низко, 
(присаживаемся на корточки) 
Мы летаем далеко, 
(приставляем к голове руку козырьком) 
Мы летаем близко. 
(руки в стороны – бегаем по комнате)

Учимся прыгать и бегать

Дети в возрасте около 2-х лет учатся прыгать. Сначала они просто прыгают на месте (можно изображать зайчика или лягушку). После дети могут пробовать прыгать через «препятствия», например, через верёвку на полу, черту мелом на асфальте или низко натянутую скакалку.

Сделайте несколько «островков» из бумаги или нарисуйте их мелом на асфальте и предложите ребёнку прыгать с одного на другой.

«Догонялки». Дети любят, чтобы их ловили. Как только ребёнок начнёт хорошо ходить, предлагайте ему играть в «догонялки». Так малыш научится бегать.

Читайте также:  Этикет ребенка: как вести себя за столом

Солнышко

Цель: развитие внимательности, умения следовать командам водящего и держать дистанцию в движении, не мешая другим участникам.

Дети двигаются широким кругом в затылок друг другу и выполняют команды, которые подает воспитатель:

«Солнышко, нас согрей, своих деток обогрей (руки поднимаются вверх),
Наши ножки будут топать (топают ногами в движении),
Ручки наши станут хлопать (хлопают в ладоши),
А потом мы станем прыгать (выпрыгивают вверх),
Туловищем быстро двигать (выполняют повороты корпусом),
Щечки наши покраснеют (дотрагиваются рукой до щек),
Глазки наши посветлеют (прикладывают пальцы к глазам),
Будем умными всегда,
И не плакать никогда.»

По желанию водящего порядок подачи команд можно изменять, либо предложить свой вариант заданий.

О нужных игрушках замолвим мы слово

Для большинства развивающих игр требуется определенный реквизит. Это бытовые принадлежности, природные материалы, а также игрушки или их наборы. Они должны отвечать определенным требованиям:

  • способствовать развитию физических навыков;
  • развивать мелкую моторику, речь, интеллект;
  • отражать личный мир ребенка, где он сможет примерить на себя интересующую профессию или социальную роль;
  • развивать творческий потенциал ребенка;
  • вырабатывать усидчивость, прилежность;
  • давать возможность релаксации.

Понятно, что одна игрушка все эти функции не выполнит. Поэтому в 2–3 года у ребенка должны быть:

  • предметы для физической активности (мячи, каталки, кегли, велосипеды);
  • звуковые и музыкальные игрушки (барабан, пианино, дудочка, гитара, различные музыкальные модули, «говорящие» книги, плакаты, таблицы, говорящие игрушки и другие подобные развивашки);
  • игры и игрушки для развития интеллекта, усидчивости, творческих способностей и мелкой моторики (конструкторы, кубики, лото, мозаики, пазлы, матрешки, сортеры, шнуровки, пластилин, карандаши, краски);
  • игрушки и наборы для социально-бытовых игр.

Важно учесть, что к этому возрасту дети уже осознают свою гендерную принадлежность и вырабатывают соответствующее стереотипное поведение, поэтому развивающие комплекты игрушек будут отличаться в зависимости от пола ребенка.

Девочка играет в куклы
Для девочек:

  • игрушечная кухня и посудка;
  • куклы, мебель, одежда и коляски для них;
  • бытовые приборы (утюг, пылесос, духовка, стиральная машина);
  • мягкие игрушки;
  • набор «больничка».

Для мальчиков:

  • набор мужских инструментов с мини-мастерской;
  • машинки;
  • пистолеты и автоматы;
  • крепости, солдатики;
  • роботы, трансформеры;
  • наборы транспорта (пожарного, полицейского, военного, «скорой помощи»);
  • игрушки на радиоуправлении.

Солнечный зайчик

Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.

Скачут побегайчики 
Солнечные зайчики, 
Мы зовем их — не идут, 
Были тут — и нет их тут. 
Прыг, прыг по углам, 
Были там — и нет их там. 
Где же зайчики? Ушли, 
Мы нигде их не нашли. 
(А. Бродский) 

У медведя во бору

Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

У медведя во бору 
Много шишек наберу, 
А медведь слепой – 
Не бежит за мной. 
Веточка обломится – 
Медведь за мной погонится!

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.

Медведь и дети

Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:

Мишка по лесу гулял, 
Долго, долго он искал, 
Мишка деточек искал, 
Сел на травку, задремал. 
Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет. 
Взрослый и дети говорят: 
Стали деточки плясать, 
Мишка, Мишка, вставай, 
Стали ножками стучать. 
Наших деток догоняй.

На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки. 

Раз, два, три – лови!

Дети становятся на одной стороне комнаты. Они говорят: «Раз, два, три – лови!» — и бегут к противоположной стене комнаты. Водящий, который находится в центре комнаты, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до стены. 

Салки со змеей

Звучит веселая музыка для детей, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила»). Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка. 

Игра «Водитель машины»

Эта простая ролевая игра. Взрослый и дети становятся «водителями» машины. Они берут в руки «руль» (что-то круглое, например ведерко или сито), начинают издавать звуки, похожие на гудение мотора автомобиля.

Крутя руль, «водители» передвигаются по площадке, заезжают в гараж, «заправляются» бензином, заезжают на «ремонт».

От 2,5 до 3 лет

Ходим по линии

Данное упражнение – классическое упражнение Монтессори-педагогики. Оно предназначено для группы 3–6, но большинство малышей с удовольствием выполняют его с двух лет.

На полу чертится линия в форме эллипса. Дети встают на линию и идут по ней в свободном темпе. Взрослый может обращать внимание детей на то, как следует идти. Например: «Как мы красиво идём. Спинка прямая, движения плавные и грациозные».

Ходить можно под музыку, сопровождать хождение собственным пением. Темп ходьбы таким образом меняется в зависимости от музыки. Ритм также можно задавать хлопками или различными инструментами.

На улице ребёнок может ходить по узким дорожкам или широким бордюрам. Дома же вы можете сделать подобную дорожку из изоленты.

Ребёнку понравится и следующее занятие: сделайте следы из цветной бумаги, приклеив их к полу на скотч, и предложите малышу идти, наступая на каждый след.

Ещё варианты подвижных игр для малышей

Сенсорные дорожки. Ещё один вариант для ходьбы, который станет и сенсорным упражнением, – различные сенсорные дорожки. Такие дорожки просто сделать дома, приклеив к полоске картона различные материалы. Пусть малыш ходить по такой дорожке, не выходя за её границы.

сенсорные дорожки подвижные игры для детей двух лет

Полосы препятствий. Очень весёлая подвижная игра для детей от года и старше. Сделайте для малыша полосу препятствий, которую ему нужно преодолеть. Используйте подушки, на которые ребёнку нужно забраться, табуретки, через которые надо пролезть, различные тоннели, коробки. Чем старше ребёнок – тем сложнее препятствия в игре.

Песни с движениями. Ещё одним вариантом подвижных игр для детей в помещении, который активно используется в Монтессори-группах, являются песни с движениями. Дети в возрасте 1–2 лет с большим интересом повторяют движения взрослых. Используйте простые песни, например, Е. Железновой.

Игры с музыкой. Дети в данном возрасте очень любят музыкальные игры. Предлагайте малышам слушать музыку и задавать ритм хлопками и простыми музыкальными инструментами (погремушками, маракасами, бубенчиками).

Учим части тела. Предложите малышу дотронуться до той части тела, которую вы назовёте, и задержаться в этой позе. Таким образом вы не только изучите части тела, но и сделаете гимнастику.

Имитируем животных. Дети ближе к двум годам будут с удовольствием изображать разных животных (покажите им, как ходит кошка, прыгает лягушка).

полоса препятствий подвижные игры для детей двух лет

Играем в мяч. После года вы можете предлагать ребёнку игры в мяч. Катите с малышом мяч по полу. Поставьте небольшое ведро или корзинку и предлагайте ребёнку кидать туда мяч с достаточно близкого расстояния. Бросайте мяч с малышом по очереди, ему это наверняка понравится. Ближе к двум годам учите перекидывать мячик друг другу, закидывать его в корзину с небольшого расстояния и отбивать руками или ногой.

Гимнастика, массаж. Занятия массажем и простой гимнастикой с родителями способствуют не только физическому, но и эмоциональному развитию, установлению связей со значимыми взрослыми. До 3-х лет обязательно предлагайте малышу лёгкий массаж и упражнения из гимнастики. Важно, чтобы такие занятия вызывали у ребёнка приятные эмоции, поэтому следите за его реакцией.

Игры на коленях и пальчиковые игры. Предлагайте ребёнку игры на ваших коленях (по типу «Ехали мы ехали…» или «Встал медведь на колоду…») и массажируйте пальцы и руки ребёнка. В возрасте около года малыш не сможет выполнять пальчиковую гимнастику самостоятельно, но всё равно чередуйте пассивную гимнастику («Сорока-ворона») с движениями, которые ребёнок пока будет только наблюдать («Мы капусту рубим-рубим…»). К 2-м годам малыш начнёт с удовольствием повторять за вами.

Источники

  • https://mchildren.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-1-2-let/
  • https://Razvivashka.online/games/igry-dlya-detey-2-3-let
  • https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/podvizhnye-igry-dlya-detej-2-3-let/
  • http://chudodej.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-2-3-let.html
  • https://kindbi.com/article/podvizhnye-igry-dlya-detey-2-3-let/
  • https://www.art-talant.org/publikacii/14906-podvighnye-igry-dlya-detey-2-3-let
  • https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/1055/

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию