Как подготовиться к школе без дополнительных занятий — полезные советы для родителей

Играть в «Казаки-разбойники» и качаться на качелях, чтобы стать умнее

Даже довольно развитый ребенок может оказаться неуспешным в начальной школе из-за того, что попросту не способен спокойно сидеть и быть внимательным на уроке.

Когда-то ученые были уверены, что когнитивные функции (способности к обучению, усвоению новой информации) и двигательные способности человека развиваются параллельно. Однако в последние десятилетия было установлено: двигательная активность детей напрямую влияет на их способности к обучению.

Другое дело, что сейчас все больше детей проводят время не за игрой в мяч или «Колдунчики», а за видеоиграми или у экранов смартфонов. И их двигательная активность, соответственно, снижается.

Проблема 1. Р ебенку сложно понять текст, который он читает

Ряд зарубежных исследователей установили, что из-за привычки смотреть на экран у ребенка сужаются поля зрения и не формируется связь между движениями глаз и движениями головы, что мешает читать и писать. Как это работает? Когда мы поворачиваем голову, но хотим на что-то смотреть, вестибулярная система посылает импульсы к мышцам, управляющим движениями глаз. И глаза совершают компенсаторные движения в направлении, противоположном движению готовы, что позволяет изображению дольше находиться на сетчатке глаза. Результат: изображение не прыгает, то есть ребенок может понять, что именно он увидел. А если этот механизм работает плохо, то у ребенка во время чтения может возникнуть ощущение, что буквы прыгают перед глазами или строчки извиваются. И текст ему понять сложнее.

Решение: Подвижные игры на улице, во время которых нужно следить за летящими объектами: волейбол, летающая тарелка, настольный теннис, бадминтон.

Проблема 2. Ребенок не может спокойно сидеть на месте, отвлекается, ловит ворон

Нередко это связано с тем, что его вестибулярный аппарат не получает необходимой стимуляции. Мы живем в условиях гравитации, и для нашего мозга самая главная задача — контроль положения тела (чтобы оно не упало). Вестибулярная система — это усилитель информации о гравитации. И если этот усилитель работает плохо, ребенку приходится совершать много лишних движений, чтобы мозг получил информацию о положении тела в пространстве. Именно таких детей называют гиперактивными.

Решение: Вестибулярный аппарат находится в голове, и быстрые движения головы обеспечивают ему необходимую стимуляцию. Для этой цели идеально подходят прыжки через скакалку и в резиночку, качели, батут, карусели.

Проблема 3. У ребенка плохая память: он не может запомнить стихи, повторить то, о чем рассказывал учитель

Решение: За память отвечает структура мозга, которая называется гиппокампом. Работа гиппокампа также зависит от вестибулярной системы, и поэтому, стимулируя ее, мы улучшаем и память. Кроме упражнений с быстрыми движениями головы (фрисби, бадминтон, теннис), для этого полезно играть в прятки и в жмурки.

Проблема 4. Ребенку трудно освоить письмо

Решение: Письмо — это в первую очередь ритмичная деятельность. И чтобы запустить внутренние часы ребенка, необходима циклическая двигательная активность: быстрая ходьба, бег, прыжки через скакалку. Можно это делать под щелчки метронома (сейчас легко найти подобные приложения для смартфона).

Как организовать баланс экранного и активного времени:

  • Реалистично оцените, сколько времени ребенок проводит у экрана, например с помощью специального приложения (они есть во многих базовых пакетах смартфонов).
  • Установите временные ограничения, например не более 15 минут у экрана за раз.
  • Научите ребенка пользоваться шагомером, поставьте цель — проходить в день не менее 10 000 шагов — и вместе начинайте к ней стремиться. Ходьба также хорошо сказывается на работе мозга.
  • Скачайте метроном и выполняйте вместе с ребенком простые гимнастические упражнения или зарядкупод его щелчки.
  • Научите ребенка подвижным играм из вашего детства (помните правила «Колдунчиков»? А «Море волнуется раз»?) — пусть они станут альтернативой смартфону.

Висеть вниз головой и закаляться

Хорошо бы уже сейчас выдать ребенку все то, что родители приготовили для 1 сентября. Обувь, одежду, новый портфель, пенал, карандаши и ручки. Дети, приходя в школу, первые пару недель могут быть настолько очарованы новыми вещами, что на уроке бесконечно рассматривают рюши на блузке и бантики на косичках, а вовсе не слушают учителя.

Часто оказывается, что ребенку неудобно в обуви, а воротничок у рубашки слишком жесткий, и это тоже отвлекающий момент. Лучше протестировать все заранее, чтобы человек успел освоиться в новой одежде.

Читайте также:  Слинги, эргорюкзаки – как выбрать правильно, какие бывают виды переносок

То же самое касается и всех письменных принадлежностей, канцелярии. Лучше, если будущий первоклассник заранее порисует цветными карандашами и попытается писать заготовленными ручками. Пусть он наиграется с ними сейчас, привыкнет и в школе не будет на это отвлекаться.

Но самое главное — ребенку нужно дать возможность играть. И играть активно

Хорошо — подтягиваться, висеть вверх тормашками, кружиться на карусели и качаться на качелях. Все это тренировка вестибулярного аппарата, хорошая работа которого напрямую связана с усидчивостью, концентрацией. А упражнения на турниках и рукоходе — это залог хорошего почерка, потому что почерк начинается с хватательного рефлекса.

Игры на смену движений (например, «Руки, плечи, уши нос», движения из песенки «Летит по небу самолёт») тренируют так называемую серийную организацию движений. Учат ребенка быстрее переключаться. Тогда чтение дается легче и освоить технику письма проще. А раз так, то и ошибок на письме будет меньше, поскольку у мозга будет оставаться свободное место для обработки этой информации. Игры с мячом — это тренировка зрительно-моторных компетенций, которые также нужны для овладения чтением и письмом.

Чек-лист для родителей неусидчивых и невнимательных детей

  • Режим дня. Предсказуемая, привычная смена активностей экономит ресурсы ребенка. Режим должен быть щадящим: не менее двух свободных от активностей дней в неделю и не более одной «большой» активности в день. Плюс именно сейчас важно помочь ребенку войти в режим, приближенный к школьному графику: начать следует с организации строгого времени отхода ко сну и подъема.
  • Полноценный ночной сон. Дошкольникам и младшим школьникам необходимы 10–11 часов полноценного сна в сутки.
  • Чередование активностей в течение дня. Дети с низкой нейродинамикой (быстрее устают) похожи на машину-малолитражку. Она может быть очень умной и крутой, но ей требуется более частая дозаправка.
  • Прогулки. Активные игры на свежем воздухе насыщают кровь кислородом, а значит, больше кислорода поступает в мозг.
  • Закаливающие процедуры — фактор повышения не только иммунитета (что само по себе хорошо для, например, часто болеющих детей), но и общей адаптивности организма. Врачи рекомендуют начинать закаливание в теплое время года с контрастных обливаний. Сначала теплая вода 1–2 минуты (комфортную температуру должен выбрать сам ребенок), а затем короткое обливание прохладной водой: начинать можно с ног, а далее смотреть по реакции ребенка. Чередовать теплую и холодную температуру воды в идеале нужно 4 раза. Заканчивать контрастные процедуры лучше холодной водой, а после растираться мягким полотенцем. Суть в том, что таким образом мы тренируем отделы мозга, отвечающие за непроизвольную регуляцию и активацию мозга в целом, тонус. А это основополагающий уровень для учебной деятельности.
  • Чистая вода в свободном доступе. Потребление воды в оптимальных количествах на 15% повышает активность мозга. Вода увеличивает скорость прохождения электрических импульсов в этом органе, отсюда простое правило — стакан воды перед выполнением любого задания.
  • Принятие и поддержка значимых взрослых —это как минимум залог здоровой атмосферы в семье (а она очень нужна школьнику), а как максимум — профилактика стресса.
  • Домашние правила и игры по правилам. Ребёнку необходима не только любовь, но и разумные надежные границы. Понятные, ясные, неизменные границы экономят ресурс, служат опорой.
  • Самоактуализация, управление собой. Понимание того, что со мной происходит, и умение назвать эти чувства, ощущения, переживания выводят скрытые проблемы во внешний план, а значит, могут быть решены.

Книги для родителей будущих первоклассников:

  • «Хорошо сбалансированный ребенок», Салли Годдард Блайт — все о циклах развития и возрастных кризисах детей 3–6 лет, а еще полезные развивающие игры и упражнения.
  • «Оценка нейромоторной готовности к обучению», Салли Годдард Блайт -целая программа для невнимательных и неусидчивых детей на 9-12 месяцев, занятия по 5-10 минут в день дома с родителями.
  • «Тайм-менеджмент для школьника» и «Тайм-менеджмент для детей», Марианна Лукашенко — управление временем и событиями, организация пространства и внутренняя организованность — все это тренирует функции программирования, регуляции и контроля, без которых даже самый умный ребёнок не будет успешен в школе.

Главное — научиться одеваться и раздеваться

Первое, что должны сделать родители, — перестать бояться и, соответственно, транслировать этот страх своему ребенку.

Не должно быть никакого запугивания из серии «Это тебе не детский сад», «За такое в школе двойки ставят» и так далее. Школа — это ступенька роста, новый вид деятельности. И нужно спокойно говорить о том, что в школе есть свои правила, которые важно соблюдать.

В срочном порядке в конце лета сажать ребенка за книги и прописи едва ли полезно. Лучше дайте детям возможность побегать, покататься на велосипеде, позаниматься лепкой, рисованием и конструированием. До начала учёбы в первом классе ходьба по бревнышку куда эффективнее прописей.

Читайте также:  Когда у новорожденного меняется цвет глаз

Пытаться улучшить технику чтения ребенка за оставшееся время — еще одно бесполезное занятие. Лучше самим регулярно читать ребенку вслух, разговаривать о прочитанном, что-то обсуждать. Это полезно не только за две недели до школы, но и во время учебы.

Из занятий можно посоветовать 10-минутные концентрационные упражнения

Если вы всё-таки очень волнуетесь и вам хочется позаниматься, чтобы подготовить ребёнка к сидению на уроке, то лучше всего подойдут занятия на концентрацию внимания. Их продолжительность не должна превышать 10 минут.

Например, сегодня 10 минут сосредоточенно раскрашиваем или обводим фигуры, а завтра пытаемся повторить какой-то элемент буквы или выполнить логическое задание.

Самое главное, чтобы у родителей было непоколебимое спокойствие и уверенность в том, что школа — это важный этап в развитии ребенка, место, где он получит новые знания и найдёт новых друзей.

А еще хорошо бы к школе научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться. Это умение значительно облегчит жизнь и ему, и его учителю. Как ни странно, но многие дети, придя в школу, все еще не умеют сами застегивать молнию и завязывать шнурки, а ведь навыки самообслуживания просто необходимы в школе.

Что почитать с ребенком о школе перед походом в первый класс:

  • «Саня Дырочкин — человек семейный», Семен Ласкин
  • «Как первоклассник Васька стал гордостью школы», Олег Кургузов
  • «Цацики идет в школу», Мони Нильсон
  • «Светлик Тучкин и Пузырь желаний», Виктория Ледерман
  • «Элла в первом классе», Тимо Парвела

Как слонёнок научился кататься на качелях

Жил был маленький слонёнок Сеня. Он был очень весёлый: любил рисовать драконов и динозавров, ловил и отпускал бабочек, купался в речке вместе с другими зверятами. Всё бы было хорошо, да вот только не умел слонёнок Сеня кататься на качелях. Мама слониха его катала, раскачивая качели своим сильным хоботом.

А вот товарищи Сени умели кататься, и раскачивались сами. Их мамы не катали. Слонёнок очень расстраивался от этого и решил во что бы то ни стало научиться кататься на качелях самостоятельно! Но как это сделать?

Сколько он ни дрыгал ногами, сидя на качелях, сколько ни отталкивался ногами от воздуха, ничего не получалось 

Слонёнок плакал украдкой, обижался непонятно на кого, но дело не подвигалось. И вот однажды, когда Сеня расстроенный сидел на берегу речки, он вдруг заметил у своих ног малюсенькие качели из травинок. И на этих качелях качались муравьишки мальчики и девочки! То-то он удивился. Оказывается такие малявки тоже умеют кататься на качелях. А он такой большой и не умеет! Слонёнок не смог удержаться и заплакал.

— Что ты делаешь? Прекрати сейчас же! — закричали муравьишки. — Ты нас затопишь сейчас.

Крупные капли слоновьих слёз падали прямо на землю и растекались, образуя лужицу. Для муравьишек же она была целым озером!

Слонёнок увидел, что он своими слезами натворил и перестал плакать, только громко всхлипывал и хныкал.

— Да что у тебя такое страшное-то случилось, что ты так ревешь? — спросил самый старший муравей, влезая на травинку повыше от воды.

— Я не умею кататься на качелях! — сквозь всхлипывания проговорил Сеня. — А даже вы, такие маленькие муравьишки. и то умеете!

— Да это же совсем просто. Мы тебя сейчас на учим! — воскликнули муравьишки хором.

Слонёнок очень обрадовался. Он посадил муравьишек к себе на спину, и они отправились к Сениным качелям. Ведь не может же слон кататься на качелях для муравьёв:)

Когда они добрались до огромных качелей слоника, он уселся на них, а муравьи расположились у него на голове.

— У тебя крепкие мышцы спины, живота и ног, — проговорил старший муравей, — и должно быстро получиться раскачаться самому.

Слонёнок довольно улыбнулся. Не зря значит он столько ходил, бегал, прыгал и делал зарядку. Теперь оставалось только одно, научиться этой силой управлять, чтобы качели стали его слушаться и раскачали сильно-сильно, подняли высоко-высоко.

— Ты должен научиться напрягаться, наклоняясь вперёд, как только качели пошли вперёд, этим ты передаёшь им свою силу, и расслабляться после такого усилия и отклоняться назад, когда качели идут назад  — сказал муравей.

Читайте также:  Ребенку 1 месяц: развитие

Оттолкнись только сначала немного хоботом, или ногами, а то качели с места и не сдвинутся. Это инерция. Каждое тело стремится сохранять состояние покоя. А как только чуть оттолкнёшься, начинай напрягаться и расслабляться вперёд-назад, как я тебе сказал.

Понимаешь, — продолжал говорить муравей, увлекаясь всё больше.Когда ты наклоняешься вперёд-назад, ты переносишь свой центр тяжести чуть выше, а потом чуть ниже. Силой своих мышц ты увеличиваешь потенциальную энергию системы: ты + качели. Передаёшь эту энергию  ей, так сказать. Когда центр тяжести всей системы идёт вверх, ты теряешь силу, а система накапливает энергию, когда центр тяжести идёт вниз, система отдаёт потенциальную энергию и набирает кинетическую энергию движения…

— Да меня уже совсем не слушаешь! — воскликнул муравей, выходя из задумчивости.

— Прости, просто я уже катаюсь! У меня получается. Это ты научил меня. — И слонёнок весело рассмеялся. — Я понял про наклоны и напряжения, а дальше…я ещё маленький, извини. Я лечу!!! Я так счастлив)

— Да ничего, — теперь пришла очередь муравья смеяться, — это я переборщил, увлёкся рассуждениями. Главное ты понял, а поняв научился.

Вот и сказке конец. Может, и вам она поможет научиться кататься на качелях, если вы, конечно, ещё этого не умеете)

Как приучить малыша к качелям

Если уж вы приняли решение относительно того, что в вашем доме обязательно должны появиться детские качели, вам следует понимать, что ребенок не сразу сможет полностью осознать всю прелесть этой конструкции. Для того, чтобы малыш с удовольствием проводил время, развлекаясь катанием на качелях, его необходимо постепенно приучить к данному виду досуга. Основные правила:

  • Прежде всего, следует аккуратно посадить ребенка в качели, и запустить самую минимальную программу по раскачиванию малыша.
  • Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя изолировано и одиноко — именно по этому первое время нужно находиться рядом с малышом.
  • Когда малютка чуть привыкнет к своему прибыванию в качелях и ему понравится это действо, тогда можно совершенно спокойно отлучаться от ребенка на непродолжительное время и заниматься делами по дому.

Педиатры констатируют, что детские качели не только оказывают положительное влияние на психическое и эмоциональное состояние малыша, но и формируют правильную осанку, укрепляют позвоночник и мышцы спины.

Научите ребенка раскачиваться на качелях

Освоение этого навыка очень важно для развития общей двигательной активности.

Любите гулять со своим ребенком на детской площадке? Замечательно, ведь таким образом Ваш малыш не только весело проводит время, но и с каждым прыжком, скатыванием с горки, катанием на качелях получает новые и развивает грубые моторные навыки. В частности, качели — отличный способ развить координацию и укрепить мышцы рук и ног, но нужно научиться раскачиваться самому.

Раскачивание на качелях, на первый взгляд достаточно простой, хотя на самом деле, довольно сложный маневр.

Общение на детской площадке

Что делать, если ребенок ведет себя на прогулке неидеально: отнимает у детей игрушки, толкает сверстников с горки?


Тихий, теплый вечер, в песочнице играют дети, мамы мирно беседуют, сидя на лавочке. Идиллическая картина. Но уже через минуту она нарушена: один малыш отобрал у другого машинку. Возмущенный собственник, недолго думая, бьет обидчика ведерком по голове.

Крики, плач, в конфликт вовлекаются родители, страсти разгораются. Ситуация, наверное, знакома многим. Конечно, можно махнуть на все рукой и сказать: «Ерунда, вырастут и научатся общаться, все будет хорошо». Но чтобы дети научились, их надо учить. А пока они вырастут, можно со всеми соседями перессориться. Так есть ли правила поведения на детской площадке? Конечно!

Источники

  • https://mel.fm/shkola/5209834-turnik-effektivneye-propisey-kak-stat-umneye-kachayas-na-kachelyakh-i-igraya-v-myach
  • https://www.babysovet.ru/kak_nauchit_rebenka/kak_nauchit_rebenka_katatsya_na_kachelyah.html
  • http://CityforKids.ru/dlya-chego-nuzhny-kacheli-malyshu/

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию