7 методов раннего развития ребенка до 1 года Марии Монтессори

Содержание

Суть методики раннего развития Монтессори

Мама и папа, любуясь своим ребенком, который еще лежит в колыбельке, не только испытывают безграничное счастье и любовь к крохе, но и беспокоятся о его здоровье, режиме питания и развитии. Последнее должно волновать родителей больше всего. Они обязаны постоянно задавать себе вопросы о том, правильно ли развивается их чадо, не отстает ли в развитии от своих сверстников и что нужно делать, чтобы малыш не только развивался по возрасту, но и опережал в этом плане других деток.

Ученые доказали, что клетки головного мозга активно развиваются в первые годы жизни ребенка. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, то его головной мозг сформирован на 70%. Поэтому очень важно, чтобы родители не ленились и уже в столь раннем возрасте начинали развивать врожденный потенциал крохи.

Как только ребенок рождается, его организм практически сразу же начинает активно развиваться: у малыша формируются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, ведь ему необходимо приспосабливаться к тем новым условиям, в которые он попал. Ребенок постоянно получает новую информацию, а его мозг интенсивно работает, выдерживает большие нагрузки, учиться сравнивать и делать правильные выводы.

Методика раннего развития Марии Монтессори – это основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до 18 лет подход к образованию ребенка, который включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития. Марию Монтессори, которая родилась и выросла в Италии, можно по праву назвать одним из самых значительных и влиятельных педагогов и мыслителей прошлого столетия. Созданная госпожой Монтессори методика помогла многим родителям воспитать умных, самодостаточных и независимых людей, умеющих принимать правильные решения и в полной мере нести за них ответственность.

Её методика раннего развития основана на трех важных аспектах: неограниченной физической активности крохи, родительском наблюдении за ребенком и специально созданной жизненной среде. Последняя должна быть наполненной необычными и интересными ребенку объектами, которые он может разглядывать и изучать в игровой форме. Госпожа Монтессори утверждала, что малыш должен получать истинное удовольствие и искреннюю радость от совместного творчества и познания, поэтому родители обязаны сделать жизнь своего чада красочной, интересной и впечатляющей.

Методика Монтессори поможет вашему ребенку раскрыть внутренний потенциал, проявить индивидуальные способности, в будущем стать более независимым, внимательным и уверенным в своих силах человеком. Она разовьет его моторику, воображение, сенсорику, память, творческий, логический и образный виды мышления.

Гид по Монтессори квартире: как организовать развивающие занятия дома

Теперь же давайте пройдемся по квартире, и выясним, как ребенок может быть включен в жизнь семьи, и что может понадобиться для использования методики Монтессори в домашних условиях.

Развитие по Монтессори на домашней кухне

Раз мы уже начали с готовки, то первую остановку сделаем на кухне. Обычно это очень популярное место в квартире, а уж с наступлением эпохи карантинов начинает казаться, что вся семья только и делает, что передвигается между кухней и спальней.

Первым важным приобретением для кухни должен стать небольшой табурет-стремянка (в интернете можно легко найти подходящие по размеру, функционалу, стилю и цене варианты). Такой табурет обязательно должен быть достаточно лёгким, чтобы ребенок мог сам его передвигать, и достаточно устойчивым, чтобы увлеченный готовкой малыш не упал с него. С помощью такой стремянки открываются совершенно новые возможности: можно пользоваться раковиной, столами и ящиками наравне со всеми, а, значит, и чувствовать себя частью семьи.

Развитие по Монтессори на домашней кухне

Другим полезным приобретением будет простой высокий стул для кормления ребенка за общим столом. Люди всех культур едят вместе, и совместный прием пищи является очень важной частью социализации и ощущения общности для семьи. Не кормите ребенка отдельно, позвольте ему быть вместе со всеми.

Если бюджет семьи и размеры кухни позволяют, можно оформить отдельный уголок для ребенка с набором посуды, безопасным ножом, графином воды, небольшой раковиной с проведённой водой. Также важно выделить там стол, на котором ребенок сможет готовить пищу.

Монтессори детская дома

Одно из самых очевидных мест дома, где стоит использовать Монтессори материалы – это комната (или зона) самого ребенка. Мы уже делали целую статью про детскую комнату по Монтессори, но сегодня пройдёмся по основным моментам ещё раз.

  • Все вещи и развивающие материалы должны быть в зоне доступа ребенка (это касается и высоты полок, и лёгкости открывания всевозможных ящиков и дверок). Для Монтессори материала лучше всего использовать открытые этажерки, корзины и подносы, для одежды и предметов ухода – детские шкафы и ящики,

  • Одежда в шкафу должна быть расположена так, чтобы ребенок всегда мог выбрать из нескольких вариантов: пара футболок, пара штанишек, несколько пар носков и так далее,

  • Избегайте захламления пространства и ярких цветов в оформлении, ненужные предметы рассеивают внимание малыша,

Монтессори детская дома

  • Расположите в корзинах несколько книг по возрасту ребенка и оформите уголок для чтения с креслом и лампой, чтобы малыш мог сам присесть и полистать их, например, перед сном. Подбирайте книги, рекомендуемые Монтессори педагогами для домашнего чтения,

  • Для самых маленьких стоит использовать кровать-матрас, чтобы ребенок мог сам залезать и вылезать из неё. Для ребенка постарше можно поставить полноценную кровать, которая будет удобна для него.

  • Игрушки и материалы имеет смысл чередовать: в доступе у ребенка за раз должно быть где-то 6-10 активностей, остальные приберегите на другой день. Менять активности стоит где-то раз в неделю,

  • Сами игрушки тоже стоит выбирать с умом: не стоит приобретать те, которые делают всё за ребенка. Мы советуем отказаться от планшетов и игрушек на батарейках, они созданы не для развития ребенка, а для его отвлечения в угоду родителям.

  • Убедитесь, что абсолютно все элементы детской безопасны для ребенка, который находится там без контроля взрослых. Время наедине с собой очень важно для малыша, но вы должны быть уверены, что ему ничего не угрожает.

Монтессори детская дома

Ванная комната – методика Монтессори для развития навыков самообслуживания дома

Несмотря на то, что маленькие дети кажутся неопрятными, они очень хотят научиться ухаживать за собой, как мама и папа, поэтому в ваших силах ускорить процесс приобретения ребенком навыков самообслуживания.

Убедитесь, что у ребенка есть доступ до зеркала, раковины, есть своя зубная щётка и расческа, он сам достаёт до салфеток или туалетной бумаги и другим предметам для ухода за собой.

Приучение к горшку мы также рекомендуем проводить в ванной комнате, чтобы у ребенка сразу закрепились правильные ассоциации с местом. Позже даже маленьких детей можно достаточно быстро перевести на пользование унитазом: достаточно приобрести детское сидение и ступеньку.

Не лишним при интересе ребенка может стать и создание маленького дамского уголка, где малышка могла бы учиться заплетать себе волосы и играть в салон красоты.

Дачный участок – методика М. Монтессори для частного дома

Пребывание на природе является неотъемлемой частью Монтессори воспитания, причём это касается как городских жителей, так и тех, кому повезло расти за городом.

Само по себе нахождение на улице, наблюдение за живой природой и игры с природным материалом положительно влияют на развитие ребенка, поэтому старайтесь организовывать жизнь ребенка так, чтобы каждый день у него было хотя бы несколько часов прогулки.

Если есть возможность, полезно организовать для малыша пару грядок с простейшими растениями: салатом, морковкой, другими овощами. Уход за собственным огородом улучшит знания ребенка о живой природе, разовьёт его личностные качества, такие как упорство и терпеливость, поможет в развитии крупной и мелкой моторики, поможет малышу подольше находиться на свежем воздухе. Городским жителям стоит задуматься о зимнем саде на балконе или высадить пару растений на подоконниках.

Дачный участок – методика М. Монтессори для частного дома

Двор – это отличное место для развития координации и ловкости. Стимулируйте ребенка как можно больше двигаться: приобретите детский игровой комплекс, заведите собаку, привлекайте малыша к уходу за садом или строительству.

Читайте также:  Гимнастика для глаз для детей

Виды Монтессори-классов и уроков

Учёба в монтессори-классах построена так, чтобы ребёнок приобретал знания самостоятельно, а педагог всеми силами помогал ему в этом. Под помощью подразумевается не штудирование учебников, а предложения разнообразных видов деятельности, объяснения, ответы на вопросы и в целом доброжелательное отношение.

Метод Монтессори основан на том, что во время работы ребёнок должен находиться в нормальных, привычных для него условиях — скажем так, в естественной среде. Не стоит создавать какую-то «особую атмосферу» в учебном классе, так как это будет нереалистично. Наша задача — научить ребёнка действовать в той среде, которая будет окружать его в течение жизни.

Система предлагает три типа уроков:

1. Индивидуальные

Суть занятия состоит в том, что учитель в индивидуальном порядке подбирает для ребёнка учебный материал, который, во-первых, будет привлекать малыша визуально; во-вторых, будет иметь специфический внешний вид, отличный от всего остального, что окружает ребёнка в настоящий момент; и, наконец, в-третьих, позволит ребёнку самому оценить правильность или неправильность собственных действий.

Если все три условия соблюдены, то можно даже ничего не объяснять ребёнку — в большинстве случаев дети додумываются сами, как использовать учебный материал. Если же этого не происходит, то никто не запрещает вам помочь ребёнку, направив его мысли в нужное русло.

Необходимо отметить, что во время таких занятий всё внимание педагога должно быть сосредоточено только на одном ребёнке, другие не должны вмешиваться.

2. Групповые

Алгоритм мало отличается от предыдущего. Разница лишь в том, что в работе принимают участие несколько детей, достигших примерно одного уровня.

3. Общие

К занятию приобщены все дети. Такой вид работы мало распространён, так как для общих занятий необходимо, чтобы все дети имели примерно одинаковый уровень знаний по предмету, чтобы кто-то не был «лучше», а кто-то — «хуже». Обычно общие занятия проводятся, когда все начинают учить новый предмет, например, биологию, или хотя бы новую тему, никак не связанную с предыдущей.

В школе Монтессори классы имеют возрастную систему. Переход в следующий класс осуществляется не в течение года, как мы привыкли, а в зависимости от того, как ребёнок усваивает программу. Повторимся, что никаких сжатых сроков нет, поэтому никто не может ругать ребёнка за то, что у него что-то не получается. Соответственно, никаких чётких целей на год в таких учебных заведениях нет. Программа даётся на три года и ребёнок занимается так, как ему удобно, ведь все мы индивидуальны, и Монтессори понимала это.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работ.

Малыш может работать самостоятельно либо же в компании других детей. При этом младшие помогают старшим, а старшие заботятся о младших. Однако существует нерушимое правило: если ребёнок в зоне один, то никто не должен ему мешать.

Обучение детей по методике Монтессори предполагает чёткое зонирование пространства. Это делается и в садиках, и в школах. При этом дети не ограничены в перемещениях между зонами. Знания дети получают в ходе самостоятельной деятельности. Малыши не сидят за учебниками. Конечно, книги у них есть, и они используются по назначению, однако о той зубрёжке, к которой мы привыкли, не может идти и речи.

Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори

Основой любой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами.

Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.

Методика №1. Стимулируем ползанье

Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.

Выложите кроху на животик, снимите с него носочки. Возле носика ребенка положите красивую и привлекающую внимание игрушку. Под пяточки сына или дочки подставьте свою ладошку, которая во время ползанья будет служить опорой.

Методика №2. Тренируем повороты и перевороты

Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.

Оденьте малыша в удобную и не сковывающую его движения одежду, а затем дайте ему полную свободу. Пока кроха поворачивается и переворачивается в разные стороны, вы должны внимательно за ним наблюдать, чтобы он не скатился с кровати или дивана. Если малыш не хочет переворачиваться, то заинтересуйте его яркой игрушкой или же на некоторое время оставьте его в покое.

Методика №3. Играем в прятки

Данную методику можно начинать практиковать с 8-ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами.

Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами, шкафами и т.д. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за этими пока еще не совсем понятными для него действиями мамы или папы, а затем все поймет и с удовольствием начнет их повторять.

Методика №4. Играем с водой

Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно и в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.

Данная методика позволит ребенку получить представление о разных физических состояниях материи и объеме. Малыш начнет понимать, почему вода при переливании исчезает из одной емкости и появляется в другой («было – исчезло – опять появилось», «было сухо – стало мокро» и т.д.).

Методика №5. Возимся в грязи

Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.

Для создания грязи в домашних условиях вам необходимо развести водой песок или глину. Оденьте малыша в удобную и старую одежду, которую потом можно будет выбросить, и разрешите ребенку играть с грязью столько, сколько ему захочется. Наблюдайте за крохой, но не указывайте, что именно и как именно ему следует делать.

Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться

Пусть ребенок взбирается на папу, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.

Задача родителей заключается в том, чтобы именно подстраховывать ребенка, а не подталкивать его. Развитое у малыша до 1 года умение не бояться повернуться спиной, карабкаться на ступеньки, сползти с дивана и т.д. поможет ребенку в более взрослом возрасте научиться уверенно стоять на собственных ногах, добиться успехов в карьере и осознать, чем на самом деле является чувство опоры в жизни.

Методика №7. Занимаемся подбрасываниями

Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.

Чем больше ребенка в возрасте до 1 года раскачивали, тем лучше и эффективнее он будет взаимодействовать с людьми в будущем, без проблем налаживать с ними контакты и испытывать искреннее чувство близости.

Несколько важных правил

Родители должны понимать, что раннее развитие ребенка является не целью, а всего лишь средством, позволяющим вырастить успешную и гармоничную личность! Занимаясь с малышом, не ставьте перед собой задачу воспитать идеального ребенка-вундеркинда. Большие нагрузки и постоянные сравнения с другими детками способны не только отбить у крохи желание учиться, но и испортить его характер.

Если вы видите, что у малыша нет желания заниматься или он пребывает в плохом настроение, то ни в коем случае не заставляете его делать что-то. Мария Монтессори всегда утверждала, что не стоит устанавливать и какие-то нормы по количеству и времени занятий в день. У ребенка должна быть реальная свобода выбора, и не имеет никакого значения, нравится ли вам в данный момент его выбор или не нравится.

Читайте также:  Седьмой месяц

Если с какой-то задачей ребенок не справляется, то не расстраивайтесь, а упростите задание. Все задачи должны быть построены по принципу «очень просто – просто – сложно – очень сложно». И не забывайте почаще хвалить кроху и радоваться его успехам.

Самый простой способ развития детей по Монтессори в домашних условиях

Дети, а особенно дошкольники, очень любят «помогать» маме по дому. Часто от такой помощи очень хочется отказаться, но если задуматься, то все эти домашние дела по-настоящему захватывающая штука для ребенка. Во-первых, дети склонны копировать действия родителей, а, во-вторых, если мама ради мытья посуды готова оторваться от игры с тобой, значит, она делает что-то очень важное, а это значит и тебе тоже надо.

С помощью Монтессори приёмов для дома вы сможете органично включить ребенка в уход за домом и сделать из стирки, готовки и мытья посуды целый многопрофильный детский развивающий центр.

Мы часто недооцениваем малышей, нам кажется, что двухлетка ещё ничего не может, но в реальности в правильно организованной среде даже двух-трёхлетние дети способны выполнять простейшие задачи: мыть посуду и овощи, вытирать стол и пол, смешивать ингредиенты и сортировать бельё перед стиркой. Они делают это с огромным удовольствием и гордостью, ведь родители доверили им что-то очень важное, а главное, эта активность не только поможет им в будущем держать свой дом в порядке, но и разовьёт многие навыки лучше новомодных игрушек.

Как же начать?

Сперва просто расслабиться, Монтессори не терпит суеты.

Осмотрите квартиру и вспомните, какие домашние задачи были сегодня в вашем списке дел. Подумайте, что из этого мог бы освоить вам малыш: уборка, готовка, стирка. Можете даже посмотреть в интернете, с какими домашними делами дети, воспитанные по методу Монтессори, справляются в этом возрасте.

Начните обучение с самых простых операций, например, взять и положить: положить носки в стиральную машинку, порезанный банан в кашу. Затем вы будете наращивать новые операции на базу уже освоенных навыков (например, самостоятельно почистить банан перед нарезкой, а затем и порезать его без помощи взрослых).

Выделите день посвободнее, чтобы у малыша было время освоить новый навык и удивитесь, как много может ваш малыш, если правильно подойти к его воспитанию.

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Основные принципы методики Монтессори

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори за свою жизнь не только перевела на свой язык множество трактатов известнейших педагогов и психологов; она сама написала несколько фундаментальных трудов об образовании и воспитании, которые впоследствии стали руководством по созданию образовательных программ. Самой известной книгой авторства Марии является труд «Метод Монтессори», который в настоящее время переведён более, чем на двадцать языков и является руководством по образованию детей в школах более чем тридцати стран по всему миру.

Готовим обучающие материалы сами

Сундучок с тканями

Ребенок от четырех лет должен обладать развитым тактильным восприятием мира, реагировать на материал, из которого изготовлен тот или иной предмет, узнавать его по форме и размеру наощупь.

С помощью этой игры позвольте малышу ознакомиться с тканями разного качества – шерсть, шелк, хлопок, лен, флис, замш. Пусть ребенок потрогает лоскутки и запомнит соответствующие тактильные ощущения.

Затем смешайте лоскутки в «сундучке» и предложите игроку с закрытыми глазами отыскать нужную тряпочку среди остальных.

Можно менять суть вопроса и просить дать название тому материалу, который нащупал ребенок.

Тот же фокус можно проводить с разными мелкими предметами, сделанными из дерева, металла и т.д. Так ребенок разовьет не только тактильные навыки, но и запомнит много нового о том, из чего состоят окружающие его предметы.

Ароматное ассорти

«Угадалки» можно проводить и по запахам. Смешайте в одной емкости несколько вещей, обладающих характерным ароматом – цедра апельсина, кофейное зерно, лавровый лист, засушенный укроп и др. По очереди подносите предметы к носам игроков и просите назвать нужную «пахучую» вещь. Так у детей развивается сенсорное восприятие окружающей среды.

Рельефные знаки

Очертите на картоне контуры буквы, цифры или другого узнаваемого изображения (солнышка, квадрата, цветочка). Заполните обозначенную область клеем и насыпьте на него любую мелкую крупу, приклейте кусочки любого материала, которые создадут рельеф. Предложите ребенку с закрытыми глазами провести пальцами по поверхности и угадать, что изображено.

Упражнение подойдет детям и до четырех лет. 

Крышки

Дети страшно любят разные сосуды, банки и склянки. Позвольте им поиграть с ними (только не забывайте о правилах безопасности). Суть такого практического занятия заключается в том, что к одной баночке необходимо подобрать ту самую, подходящую крышку, из всего множества остальных крышек.

Упражнение развивает и моторику, и ловкость, и осознание различий между размерами и формами предметов.

Неколючие ежики

Игра подкупает своей предельной простотой и ясностью в исполнении. Нужно вырезать из бумаги или картона тело ежика, можно сразу же создать ему семейство и друзей, а затем прикрепляем к ним множество прищепок.

Еще немного практических занятий, которые с легкостью можно выполнять дома, в видео ниже:

Плюсы и минусы методики

У каждой образовательной методики есть свои плюсы и минусы. К положительным сторонам здесь относятся развитие самостоятельности, обучение без стресса, возможность для детей с особенностями развития догнать сверстников именно в той области, где ребёнок отстаёт, и многое другое.

Преимущества методики

  1. Отсутствие обязательной программы. Каждый развивается в своем темпе, не стремясь за другими детьми.
  2. Дети получают навыки самостоятельно справляться с бытовыми обязанностями.
  3. Свобода выбора способствует формированию индивидуальности.

Недостатки методики

  1. У ребенка развиваются только практические навыки и интеллект.
  2. Не развивается творческая сторона — отсутствуют зоны, в которых дети могут творить.
  3. Подвижные и ролевые игры не предусмотрены, из-за этого дети умеют договариваться, а дружить и играть вместе — нет.
  4. Детям трудно привыкнуть к дисциплине обычной школы или детсада, т. к. педагога они воспринимают, как помощника. Для традиционных образовательных организаций характерно, что педагог — это авторитет.

Основной минус программы заключается в том, что раз детей не принуждают учиться, не учат переступать через себя ради цели, то в итоге у ребёнка, учившегося в такой среде, могут возникнуть трудности во время обучения в вузе. Ведь нагрузка там намного сильнее чем в школе. К тому же персонал высшего учебного заведения не будет тратить время на поиск индивидуального подхода к студенту, и если тот не будет сдавать вовремя работы и посещать пары только потому, что у него нет внутреннего стержня, который позволил бы себя заставить сделать то, что нужно для цели, рано или поздно такие студенты покидают институты.

У системы Монтессори есть ещё один недостаток — отсутствие системы оценивания. С одной стороны это хорошо, ведь дети учатся для себя, а не для условной пятёрки. Однако с другой стороны ввиду отсутствия системы оценивания трудно понять, достиг ли ребёнок в процессе обучения уровня сверстников и будет ли он впоследствии конкурентоспособен.

Стоит отметить что, если вы решили отдать ребёнка в такое учебное заведение, вам необходимо будет заниматься и в домашних условиях тоже. Это потребует от вас изобретательности и креативности, так что будьте готовы. Такие меры необходимы для того, чтобы ребёнок не ощущал слишком сильного различия между тем, как он занимается в садике или школе и тем, как он занимается дома.

Компоненты занятий по методике

В методике Монтессори разработано множество игровых материалов для детей разного возраста. В основном это игрушки для развития мелкой моторики. Они гармонично расположены по зонам и доступны для малышей.

Читайте также:  Игры с ребенком в 5 месяцев, как играть с 5-месячными детьми

Занятия всегда начинаются с музыкального приветствия: в первую очередь дети здороваются с педагогом, а потом приветствуют друг друга. Слова в таких песенках всегда легко облечь в действия, развивая координацию, внимание и сея дружескую атмосферу.

Пример музыкального занятия по Монтессори — видео

Материалы для обучения

Музыка заканчивается, и дети самостоятельно выбирают зону, в которой они будут заниматься. Дальше воспитатель уже не вмешивается в обучающий процесс, а только наблюдает: не помогает, не хвалит и не ругает. Если малыш мешает остальным, задача педагога объяснить, как его поведение влияет на окружающих. Но ребёнок сам должен понять, что это плохо и прекратить вести себя подобным образом.

В Монтессори-классе всегда есть:

  • бизиборды — развивающие доски разного размера с расположенными на них различными элементами, которые помогают детям совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление и терпение;
  • деревянные доски-вкладыши, созданные для изучения животных, фруктов и другие предметов, которые могут быть изображены на них, развития логического мышления путём определения того, какую фигуру в какое углубление нужно поставить;
  • карточки, специально подготовленные для детей разного возраста для разбирания их по цвету, складывания слов из букв, распределения предметов по форме, виду, принадлежности.

Занятие в группе по Монтессори — видео

Особенности создания условий дома

Педагогические идеи Марии Монтессори можно реализовать и дома, если нет возможности отдать малыша в специализированный детский сад. Конечно, в домашних условиях создать среду по всем правилам вряд ли получится, но ввести отдельные ее элементы в игру малыша под силу каждому родителю.

Для этого не обязательно приобретать дорогостоящие материалы: воспользуйтесь предметами, которые есть дома под рукой. Это может быть посуда, в которую вы положите крупу и предложите малышу переложить ее ложкой в другую емкость.

монтессори метод6

Учебным материалом может быть шнурок для завязывания бантиков, бутылка и лейка для переливания жидкости и т.д. Эти бытовые навыки многим родителям кажутся бесполезными для развития ребенка, в то время как именно они способны приобщить его к взрослой жизни, организовать, научить быть внимательным и собранным.

Достоинства и недостатки системы

У любой системы есть сторонники и противники. Первые видят в ней плюсы, вторые – минусы. Каковы же плюсы и минусы системы Монтессори?

Недостатки:

  • отсутствие традиционной урочной системы затрудняет адаптацию к обычной школе;
  • педагогов нужно готовить очень долго;
  • предполагается большое количество особых обучающих материалов, в основном натуральных, изготавливаемых по сложным технологиям, а потому – дорогих, не всем доступных. Отсюда – дороговизна занятий в таких центрах;
  • интеллектуальные способности при таком обучении преобладают над творческими, которые расцениваются как уход от реальности;
  • чтение для ребенка – лишь процесс получения информации;
  • упор на самостоятельность ограничивает общение с другими детьми;
  • практически не используются обычные игрушки.

Достоинства:

  • система мотивирует детей к учебе;
  • учит самостоятельно планировать свою работу, а также организовывать ее;
  • помогает самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, находить ошибки, исправлять их;
  • учит ответственности и взаимопомощи;
  • дает основы знаний об окружающем мире;
  • помогает развивать логические и аналитические возможности;
  • развивает речь и интеллект.

Такие дети умеют хорошо адаптироваться к социуму и вырастают очень успешными. А дети с особенностями развития имеют возможность догнать в развитии сверстников.

Дети играют с природными материалами

Направления развития ребёнка

  1. Бытовые навыки. Необходимо обучать ребёнка повседневным делам, чтобы впоследствии ему было легче адаптироваться к взрослой жизни.
  2. Сенсорика. Необходимо развивать у ребёнка чувственное восприятие мира. Ребёнок должен понимать, что все окружающие его объекты реальны, что каждый из них имеет определённую структуру и составные части.
  3. Математика. Подразумеваются простейшие навыки, эдакая «зарядка для ума». Доказано, что счёт и выполнение математических действий в уме способствуют развитию рационального мышления.
  4. Язык. Речь здесь идёт не об изучении орфограмм, а о коммуникации. Большая часть детей, с которыми работала Мария Монтессори, не имели реальных психических отклонений. Это были просто запущенные дети, с которыми родители по какой-то причине не занимались. Речь — основа понимания. Если человек не владеет общепринятой речью, то он никогда не научится понимать мир.
  5. Творческое развитие. Система Монтессори уделяет огромное внимание различным творческим занятиям, таким как, например, рисование. Оно не только способствует развитию воображения, но и позволяет детям выплеснуть эмоции, не прибегая при этом к крику или любым другим видам физической и ментальной агрессии. С музыкой то же самое. Многие дети, не умеющие говорить, очень любят слушать музыку, а точнее — классические произведения. Во время прослушивания на лицах таких детей можно уловить целую гамму эмоций.
  6. Развитие талантов. Данное направление неразрывно связано с творческим развитием, однако сюда входят и другие параметры, такие как изучение точных наук, если ребёнок склонен к этому от природы и/или уже изучил более лёгкие дисциплины.

Методика Монтессори позволяет даже осваивать иностранные языки в той форме, которая будет наиболее подходящей конкретно для вашего ребёнка. Стоит отметить, что при использовании этой методики преподаватели, если они, конечно, профессионалы, находят к малышу индивидуальный подход.

Также, помимо развития интеллекта ребёнка, эту систему можно использовать и для занятий физической культурой. Исследования показали, что дети, обучающиеся в таких заведениях, намного лучше физически развиты, чем дети из обычных школ. Опять-таки это продиктовано тем, что на обычных уроках физкультуры дети и учитель просто выполняют план. По сути, в нынешних школах учителя совсем перестали общаться с детьми на внеучебные темы. Это ещё одно отличие обыкновенных школ от тех, что придерживаются методики. В школах Монтессори детей слушают, слышат и понимают. Если ребёнок сегодня не хочет бегать, заставлять и угрожать ему двойкой никто не будет.

Кстати, говоря о двойках: в школах Монтессори нет оценок. Вернее, там нет оценок, к которым мы привыкли. Там не радуются пятёркам и не плачут из-за двоек. Последователи системы считают, что сравнивать детей друг с другом ни в коем случае нельзя. Намного более продуктивно и полезно для ребёнка будет сравнить его прежние успехи в том или ином деле с нынешними. При этом нужно указать ребёнку на недочёты и побеседовать с ним, порассуждать над тем, как эти недочёты исправить. Практика разговора, обсуждения и анализа собственных успехов и недочётов своей же работы — очень действенный метод усовершенствования собственных навыков без постороннего вмешательства.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Монтессори для детей от 1-3 лет

А сколько игр можно придумать для малышей от года до трех! Например, с цветными помпонами:

  • Сортер (Сортировщик). Изготовить его из пластмассового лотка, проделав,  соответствующие отверстия в крышке.
  • Считалочка. Написать цифры на тарелках и раскладывать по счету и цвету шарики.
  • Метелочка. Развиваем хозяйственные навыки и заметаем помпоны веником на совок.

Обучающее видео : метод Монтессори в домашних условиях, отличные идеи:


Источники

  • https://BestLavka.ru/7-metodov-rannego-razvitiya-rebenka-do-1-goda-marii-montessori/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/metod-montessori-v-domashnih-usloviyah.html
  • https://kidsmi.ru/metodika-rannego-razvitiya-montessori/
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/metodika-rannego-razvitiya-montessori
  • http://defektologpro.ru/razvivayushhie-metodiki/metodika-montessori-v-domashnih-usloviyah-razvivayushhie-posobiya-svoimi-rukami.html
  • https://babyzzz.ru/1-3/evolution/16451.html
  • https://steshka.ru/metodika-montessori-v-domashnix-usloviyax
  • https://Razvivashka.online/metodiki/montessori-metodika-rannego-razvitiya
  • https://www.pravmir.ru/metodika-marii-montessori/
  • https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/metod-montessori-v-domashnih-usloviyah/

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию