Воспитание детей в Древней Руси

Традиции на Руси

Древняя Русь

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Воспитание детей при Петре I

Существенные реформы в образовании пришли во время правления Петра I. Петр Великий сделал обязательным изучение светских наук, иностранных языков, математики, латыни. Учителей по этим предметам катастрофически не хватало, поэтому богатые дворяне отдавали своих детей учится за границу, с большой неохотой. Особого желания учится, не у кого не было, поэтому учеников набирали силой. Тем временем Петр I знакомит Российское общество с Европейской культурой, детей воспитывают на заграничный манер.

После Петровских реформ улучшилось светское образование, но стало падать нравственное и духовное. Женщины Петербургской знати стали не только женами и матерями, чтившими авторитет мужа, а светскими дамами у которых на Западный манер могли быть любовники и покровители. Главным занятием были танцы, пение, изучение иностранных языков. Воспитание детей уходило на задний план, кормление грудью считалось совсем не модным, этим занимались специальные кормилицы. У мужчин сфера обучения включала в себя обучение танцам, верховой езде на лошади, фехтование, уроки этикета, иностранные языки. В моду вошли парики и заграничные платья.

Воспитатели для детей были в основном немцы и французы, люди, знавшие свою науку, но нисколько не разбиравшиеся в детской психологии, часто руководствуясь только розгой. В домах знатных людей детям не разрешали общаться с прислугой в доброжелательной форме, при них было принято разговаривать на иностранном языке.

Воспитание детей в СССР

В XX веке появляются первые детские кроватки, коляски, соски, памперсы. Но все эти «блага цивилизации» были доступны далеко не всем. Особенно дефицит таких товаров ощущался в СССР, их можно было достать только, что называется по блату. Тем ни менее это не мешало Советским мамам воспитывать и растить детей, водить в детские сады и школы. Воспитание детей в Советском союзе основывалось на любви к своей Родине и патриотизме. Семья – ячейка общества, главный девиз СССР. Садики и школы были однотипные, поэтому все дети воспитывались в одинаковых условиях. Дети разных национальностей абсолютно не ощущали своих отличий, все были детьми Советского союза. В школе делался упор на развитие таких качеств, дисциплина, ответственность, трудолюбие, уважение старших, взаимопомощь.

Двадцатое столетие

С начала XX ст. до середины века в Европе постепенно складывалась современная структура образования, которая делится на начальную, среднюю и высшую. В каждой стране она имеет свои особенности, которые вначале довольно жёстко разделяли учащихся по уровню умственных способностей. Для учеников, не сумевших по окончании начальной школы пройти отбор через специальные интеллектуальные тесты, была навсегда закрыта возможность получения высшего образования.

Со второй половины столетия критика теории интеллектуальных способностей заставила частично реформировать систему. Теперь во многих странах практикуются школы смешанных типов, где в результате совместного обучения учащихся гуманитарного, технического и естественно-математического направлений результаты выпускных тестов намного меньше влияют на судьбу ученика.

Воспитание детей в современной России

В настоящее время современная система российского образования не однозначна. Это связано с тем, что во много процесс воспитания зависит от уровня дохода семьи и ее социального статуса. В отличие от европейских стран, в России молодые люди заводят семью довольно рано. В связи с чем, им на помощь в воспитании приходят бабушки и дедушки, так как довольно часто мамы и папы еще учатся и только-только сами «встают на ноги». Чаще всего именно бабушки занимаются воспитанием внуков.

Менталитет российских граждан таков, что ответственность за воспитание ребенка полностью «лежит» на маме. Не все семьи могут позволить себе няню. Именно поэтому большинству мам приходится рано отдавать детей в ясли, чтобы вновь выйти на работу и помогать отцу финансово содержать семью. То есть женщина вынуждена и работать, и заниматься воспитанием.

Российские дети посещают детские сады, школу, кружки, студии, секции и т.д. Все ступени образования доступны для детей, а ряд из них являются обязательными.

В основу российского воспитания, особенного семейного заложено такое отношение к ребенку, которое принято называть «кнут и пряник». То есть родители могут наказать ребенка за проступок, иногда достаточно строго, но уже через некоторое время обнять и приласкать его, объяснив, почему нельзя так поступать. «Золотая середина» в данном подходе к воспитанию, встречается крайне редко.

Читайте также:  Сколько хранится грудное молоко в холодильнике и при комнатной температуре после сцеживания - срок годности, как разогреть замороженное молоко

Неоднозначным в воспитании является и отношение к формированию у детей самостоятельности. С одной стороны, родители хотят, чтобы их дети были самостоятельны и независимы (отпускают одних гулять, отправляют в детские лагеря за тысячи километров от дома и т.д.), но с другой стороны, продолжают опекать их практически всю жизнь (занимаются внуками, помогают в строительстве жилья, обеспечивают материально и т.д.).

Задача отца в вопросах воспитания чаще всего сводится к обучению как «постоять за себя» перед обидчиками, ответить им не только физически, но и словесно. В то время как в ряде стран за такое воспитания предусмотрен суд и лишение родительских прав. Однако в России это обычное явление. Поэтому российские дети вырастают с сильным характером и выносливостью, в отличие от своих европейских сверстников.

Античный период

Термин «педагог» впервые появляется в старинных документах периода античности. Начал применяться он эллинами (древними греками) и обозначал специального раба, который сопровождал хозяйских сыновей по дороге в школу, являясь их охраной. Кроме того, такой человек должен был обучать своих подопечных элементарной грамоте перед их поступлением на учёбу.

Позднее этот обычай и термин позаимствовали у греков римляне периода поздней республики. Педагог являлся неизменным наставником молодого римлянина до наступления дня его совершеннолетия. Своё мнение о воспитании имели многие великие личности античной Греции:

  • Аристотель;
  • Сократ;
  • Платон.

Идеальный человек, по их мнению, должен быть одинаково хорошо развит физически, умственно и морально, очень важно прививать ему также чувство прекрасного.

Считается, что первым профессиональным учителем и классиком гуманной педагогики являлся римлянин Марк Фабий Квинтилиан. По его мнению, педагог должен быть не только хорошо образован, но и любить своих учеников, относиться к ним с уважением.

Воспитание детей в период царствования Екатерины II в XVIII веке

Новый виток в воспитании детей наступил после знакомства с Французской литературой и философией при царствовании Екатерины II. Наконец — то в общество проникает понятие естественности, которое изменило взгляд на воспитание детей. Женщины снова стали кормить детей грудью, заботится о ребенке, ценить детство. Появляются такие понятия как детская комната, одежда, игрушки, детские книги. Очень многие советы по воспитанию детей взяты именно с Екатерининской эпохи. Например: рано ложиться и вставать, пища простая без излишеств, за учебу не бранить, а за хорошую учебу похвалить, учить детей самостоятельности, но не ослаблять внимания к нему.

Педагогика в нашей стране

История развития педагогики в России берёт начало в Киевской Руси, образцом для которой была византийская образовательная традиция. Центром «книжности», как и в раннефеодальной Западной Европе, были монастыри. Киевскими князьями, которые сами являлись очень образованными людьми, поощрялась учёность среди широких народных слоёв. В монастырских школах наравне с мальчиками учились и девочки, чего не было на Западе. Население Киевской Руси было в массе своей намного образованней европейского, причём воспитывались дети в семье, а также наставниками — монахами-книжниками и приходскими священниками.

Позже, уже в Московском княжестве, особую роль стал играть свод правил поведения «Домострой». Содержание его известно своей суровостью, но одновременно и призывом любить детей и заботиться о них. Во время правления Петра I в Российской империи открываются учебные заведения, которые позже становятся известны и за её пределами:

  1. Киево-Могилянская академия.
  2. Славяно-греко-латинская академия.
  3. Школа навигационных и математических наук.

Последняя известна тем, что к учёбе в ней впервые в Европе допускались представители всех сословий.

Деятельность выдающегося русского педагога Ушинского положила начало самобытной отечественной педагогической науке. Он первым создал по-настоящему народную школу. Все вопросы, возникаюшие в процессе воспитания, он призывал решать, руководствуясь народными интересами. Девизом Ушинского был фраза: «Сделай как можно больше пользы своему Отечеству». Им была обоснована необходимость системной подготовки педагогических кадров как важнейшей части педагогики. Физическая работа и умственный труд считались Ушинским равноценными составляющими жизни, одинаково необходимыми гармонично развитому человеку.

Советское время выдвинуло новые требования к педагогической науке, в основе которых было воспитание коллективизма. Наиболее известным представителем педагогической науки, занимавшимся этой проблемой, стал А. Макаренко.

После Второй мировой войны разрабатывает практическое направление нравственного и трудового воспитания в детском коллективе В. Сухомлинский. Приблизительно в это же время появляется «педагогика сотрудничества», в основу которой легли индивидуальные способности детей, следствием чего является их неподдельный интерес к учёбе.

Современная педагогика продолжает успешно развиваться. Появляются новые образовательные технологии, методы и средства обучения. Но по-прежнему роль учителя в общественном воспитании новых поколений остаётся основной. От личности этого человека во многом зависит формирование социальных отношений между подрастающими членами общества.

Читайте также:  Стрижка для девочки: фото, идеи и новинки, рекомендации

Цели воспитания в российской педагогике

Мнения российских педагогов, по поводу ключевых воспитательных целей, также существенно различались. Так, Н. И. Пирогов придерживался теории воспитания Гражданина Отечества, а К. Д. Ушинский считал первоочередной целью системы воспитание труженика и патриота. Л. Н. Толстой утверждал, что важнейшая задача – это развитие творческих дарований крестьян и мечтал «Об университете в лаптях». Социалисты-утописты К. Маркс и Ф. Энгельс стремились к развитию всех человеческих способностей и соединении обучения с производственной деятельностью.

КПСС сформулировала в качестве цели воспитания «подготовку поколения способного окончательно установить коммунизм» и « всесторонне развитых членов коммунистического общества». Впоследствии провозглашенные идеи так и не были претворены в жизнь.

Интерес представляют современные взгляды педагогов на формулировку основополагающих воспитательных целей. Профессор А. А. Радугин в основу идеи ставит принцип гуманизма. С данной позиции, по мнению исследователя, человек должен стать полноценным субъектом деятельности, познания, общения, ответственным за все происходящее в мире, свободным и ответственным членом общества.

Б. Т. Лихачев считает, что общечеловеческая демократическая цель воспитания, не единственная, которая имеет место быть. Помимо таких положительных идеалов, существуют и негативно характеризующие себя цели. Здесь подразумеваются такие идеологические направления как:

  • Авторитарность.
  • Буржуазность.
  • Национализм.
  • Космополитизм.
  • Чрезмерная религиозность.
  • Анархически-разрушительные идеи и прочие.

Анализируя их, автор предположил, что они насаждают в детской среде рассеянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры.

Возлагаемые на коммунистическое воспитание, как на средство достижения идеала личности советского общества, надежды не оправдались. Исходя из этого, определения и формулировка цели – это, безусловно, важный начальный элемент педагогической деятельности, но не единственный и, тем более, не решающий. Помимо цели важную роль играют и средства для ее достижения, которые либо позволяют добиться желаемого, либо показывают себя как малоэффективные. Основываясь на кратком обзоре и анализе постановки целей воспитания в различные исторические эпохи, И. П. Подласый сформулировал следующее:

«Разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок (в советский период), будет стремиться новая отечественная школа России. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая, при разумной организации и поддержке всего общества цель».

Средневековье и Новое время

После упадка и исчезновения античной цивилизации и начала эпохи Средних веков право воспитывать и заниматься образованием подрастающего поколения почти полностью перешло к церкви.

В ранний европейский средневековый период (V—X вв.) преобладали приходские школы, в том числе монастырские. Здесь готовились священники начальных рангов. Монастыри, созданию и развитию которых уделяла особое внимание католическая церковь, имели библиотеки, состоящие в основном из книг на латинском языке. Именно в монастырских библиотеках сохранились дошедшие до Нового времени экземпляры произведений античных авторов.

Тёмные века

Обученные в монастырских школах монахи очень часто являлись единственными грамотными людьми во всей округе. Они были обязаны уметь читать и писать, так как переписывание содержания Священного Писания, духовных стихов и других хранящихся в монастырях книг считалось богоугодным делом. Кроме обучения грамоте будущих священнослужителей учили пению и нотам, что было необходимо для распевания псалмов.

Монастырские школы не были средоточием гуманизма. Учебный процесс здесь, как и в школах Древнего Вавилона, сопровождался тумаками, подзатыльниками, а то и ударами палкой от недовольного наставника. Лучшие ученики, особенно при кафедральных соборах, могли начать изучать «семь свободных искусств», в число которых входили:

  • грамматика;
  • риторика;
  • диалектика;
  • арифметика;
  • астрономия;
  • геометрия;
  • музыка.

Учёба в школах раннего Средневековья была построена на индивидуальном подходе к каждому ученику. Специально написанных для школьников универсальных учебников тогда не было, каждый учился в свойственном ему природном темпе усвоения новой информации. Уравнительный метод классно-урочной учебной системы был ещё в далёком будущем.

Образование в Средние века не исчерпывалось только духовно-церковным воспитанием. Разные общественные слои и системы обучения имели соответствующие им места в социальной иерархии. Дети феодалов, к примеру, могли обучаться по принципам «рыцарского воспитания», в которое входили «семь добродетелей». Будущий рыцарь должен был быть:

  • хорошим всадником;
  • метальщиком копья;
  • искусным фехтовальщиком;
  • умелым охотником;
  • отличным пловцом;
  • хорошим игроком в шашки;
  • поэтом и музыкантом, чтобы уметь писать и петь под музыку стихи для «дамы сердца».

Цель такого воспитания состояла в выработке навыков наилучшим образом исполнять свои социальные функции, главная из которых — участие в войнах. Читать и писать хорошо владеющий мечом рыцарь был не обязан, при необходимости подпись под важным документом делал уполномоченный на это монах. Неграмотными были даже многие европейские короли.

Ведущим педагогическим принципом общества феодализма было воспитание в людях стремления целиком подчиниться идее достижения божественного благочестия, которое могло, согласно тогдашнему религиозному мировоззрению, быть осуществлено через аскетизм, умерщвление плоти и духовное смирение. Об идее античности, в соответствии с которой человек должен быть всесторонне развитой личностью, в эпоху Средневековья забыли, что стало характерным признаком того времени.

Читайте также:  Как кормить двойню одновременно, грудью, из бутылочек

Эпоха Возрождения

Возрождение, которое пришло на смену Средневековью, явило миру писателей и философов, активно критиковавших схоластические методы обучения, преобладавшие в педагогике той поры, и выступавших за развитие свободной личности. Педагоги этой поры начинают стимулировать живой интерес учеников к знанию, пытаясь превратить учёбу в увлекательное занятие.

Самым ярким представителем педагогики Возрождения является Я. Коменский, живший в 1592—1670 гг. Он высказывал много прогрессивных для того времени мыслей, например, идею всеобщего обучения без разделения людей на сословия и классы, а также преподавания на родном языке, а не на латыни, что в то время повсюду было правилом. Именно Я. Коменский является основоположником классно-урочной системы организации учёбы.

Семья и дети

Семья

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом.Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась поркаи, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Восточные истоки науки о воспитании

Зарождение педагогической мысли в Древнем мире как системы универсальных взглядов на воспитание подрастающих поколений началось сразу же после появления первых государств в истории человечества — Шумера, Вавилона, Ассирии, Индии, Китая и других очагов зарождавшейся всепланетной цивилизации. Сначала это были отдельные разрозненные идеи и взгляды. Постепенно систематизируясь, они формировали теоретические положения, обеспечившие в дальнейшем становление и развитие педагогики как науки.

Обобщённый жизненный опыт взрослые передавали детям задолго до возникновения первых народов и цивилизаций. Уже в первобытных сообществах обогащённые жизненным опытом родители учили отпрысков различным занятиям, которыми им предстояло заниматься в дальнейшей жизни:

  • приготовлению пищи;
  • охоте;
  • собирательству.

С усложнением общественной жизни этих сообществ передачей обобщённого опыта младшим поколениям стали заниматься наиболее уважаемые представители племени, которых называли наставниками.

С зарождением первых цивилизаций и возникновением письменности большое значение приобретает обучение грамоте, то есть письму и чтению. Это общее для всех жителей страны знание способствовало их объединению в единый социальный организм. Необходимость в таком обучении сыграла большую роль в возникновении и становлении педагогики. Учебные заведения, напоминающие современные школы, были в храмах и дворцах правителей Древнего Востока.

Уже в древних цивилизация Востока существовали узкоспециализированные заведения. В храмовых школах обучали будущих жрецов, из дворцовых выходили чиновники, из военных — будущие офицеры.

Школьные заведения Вавилонского царства изучены лучше всего. Специализировались они на освоении:

  • права;
  • медицины;
  • астрологии и других учебных предметов.

Обучались в них десять лет. Стоило обучение очень дорого, поэтому было доступно лишь детям высокопоставленных чиновников и богатых торговцев. Занятия проходили весь день, за проступки учащиеся подвергались телесным наказаниям.

Упоминания о похожей системе образования встречаются и в исторических письменных источниках, дошедших до XXI века из Древнего Египта.

Отношение к детям

Воспитание на руси

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе.В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Источники

  • https://prodetki.com/territory/kak-vospityvali-detej-v-drevnej-rusi/
  • https://www.ixtira.tv/articles/vospitanie-detey/v-rossii
  • https://nauka.club/podsovet/razviti%D0%B5-pedagogiki.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_vospitaniya_detey_v_rossii/
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/otnoshenie-k-detjam-i-tseli-vospitanija/

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию