У ребенка нервный тик дергает головой

Разновидности тиков головы

Нервные тики в области головы бывают моторными и вокальными. В первом случае это повторение одинаковых движений носом, губами, веком, лбом. Голосовые же тики — это навязчивое фырканье, шипение, покашливание, вздохи, сопение носом. Ребенок может тянуть гласные звуки, издавать короткие писки.

Также гиперкинезы (тики) у детей классифицируются в медицине как локальные и множественные — затрагивается отдельная мышца либо несколько мускулов сразу.

Согласно изначальному состоянию нервной системы ребенка различаются первичный и вторичный тики. Первичный является единственным расстройством, вторичный же провоцируют уже имеющиеся дисфункции головного мозга.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Уход на дому

bebe-3401065_960_720.jpg

Врач может порекомендовать отдых для ребенка после падения.

Ребенок может немного поспать после падения, особенно если это произошло во время или после сна. Может быть полезно дать ребенку отдохнуть. Тем не менее, врач может рекомендовать будить ребенка через регулярные промежутки времени, чтобы проверить его.

Пробуждение ребенка может облегчить обнаружение любых признаков более тяжелой травмы головы. Ребенок должен:

  • нормально дышать
  • признать своих родителей или опекунов
  • легко проснуться

Если это не так, обратитесь к врачу или обратитесь за неотложной медицинской помощью.

Падение с кровати может вызвать головную боль, боль в шее или теле у ребенка. Безрецептурные болеутоляющие средства, такие как ибупрофен, могут помочь ребенку успокоиться. Лучше всего проверить тип лекарства и дозировку с врачом.

Отдых — лучшее лечение после травмы головы. Родители должны поддерживать спокойную деятельность в течение нескольких дней и следить за тем, чтобы ребенок избегал активной игры.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

 

Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Почему возникают нервные тики

В медицине до сих пор не выявлено точного механизма развития нервных тиков. По одной из гипотез, патологию вызывают сбои в обмене нейромедиаторов, то есть веществ, которые передают информацию по нервным клеткам. Чаще всего проблема носит наследственный характер, и для появления тика просто нужен толчок.

  1. Испуг, стрессовая ситуация.
  2. Длительное психическое перенапряжение. К примеру, у малыша проблемы в отношениях с воспитателем, сверстниками в детском саду или неблагоприятная обстановка в семье (нехватка внимания либо чрезмерная строгость родителей).
  3. Поступление в школу (синдром первоклассника). Новая обстановка, правила, ограничения для многих детей являются сильным эмоциональным потрясением.
  4. Переутомление, систематическое недосыпание, увлеченность гаджетами.
  5. Перенесенная инфекция (ОРВИ и пр.).
  6. Неправильное питание, провоцирующее в растущем организме дефицит кальция и магния. Это может вызвать судорожную активность мускулатуры. Также тик может вызвать злоупотребление психостимулирующими напитками (чай, кола).

Каждый их этих факторов может спровоцировать нервный тик головы у ребенка. Причины, указанные выше, приводят к развитию первичного гиперкинеза. Вторичный же тик вызывают опухолевые образования мозга, нарушенное кровообращение в этом органе, энцефалит, психические заболевания, вегетососудистая дистония и пр.

Читайте также:  Все о режиме дня для ребенка 6 месяцев на грудном и искусственном вскармливании

Что делать если ребенок упал?

Постараться не паниковать, взять ребенка на руки, успокоить, вызвать бригаду скорой помощи.

По стандартам оказания неотложной помощи, каждый ребенок с травмой головы должен быть госпитализирован. Обычно это происходит так: машина скорой помощи доставляет малыша вместе с мамой в приемный покой специализированной больницы, где дежурный нейрохирург осматривает ребенка, проводит ультразвуковое исследование мозга, рентгенографию костей черепа. Если состояние малыша не вызывает опасений и при обследовании не выявлено ничего плохого, маму с ребенком могут отпустить домой под наблюдение невролога по месту жительства.

Если при осмотре малыш непрерывно плачет, или, наоборот, вялый, или есть слабость в ручке или ножке и малыш не может ими двигать, или была повторная рвота, или выявлены изменения при ультразвуковом исследовании и на рентгенограмме, тогда ребенок остается в больнице и получает лечение в соответствии со степенью черепно-мозговой травмы.

В лечении используются лекарственные препараты, уменьшающие отек ткани мозга, улучшающие кровоток и обменные процессы в нервной ткани.

Грозным осложнением черепно-мозговой травмы может стать внутримозговая гематома, когда кровь из поврежденных сосудов изливается в полость черепа, что неизбежно приводит к сдавлению мозга. В такой ситуации требуется срочная операция для удаления гематомы.

Когда состояние ребенка становится стабильным, его выписывают домой под наблюдение врача-невролога.

Прогноз

Несмотря на то, что факт травмы выглядит страшно, как для родителей, так и для ребенка, большинство падений не наносит серьезных травм. После падения важно оставаться спокойным и быстро оценить состояние ребенка. При необходимости незамедлительно обратиться за неотложной помощью.

Понимание и использование мер профилактики может помочь остановить падение или повторение.

Стадии развития стресса у ребенка

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

  • Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

  • Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

  • Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Осложнения

При грубых нарушениях координации и неспособности к точным целенаправленным движениям происходит инвалидизация. Ребенок не может учиться в обычной школе, затрудняется при выполнении простых бытовых действий и самообслуживании. В зависимости от причины атаксия дополняется другими неврологическими дефицитами, усугубляющими состояния больного. Вследствие нарушений нервно-мышечной регуляции у детей возможна прогрессирующая дыхательная недостаточность.

Патогенез

В норме в поддержании равновесия и обеспечении слаженности движений участвуют мозжечковые структуры, лобные и височные зоны коры, вестибулярный аппарат и чувствительные волокна спинного мозга. Если на одном из этих уровней происходят нарушения, клинически они проявляются атаксией. Однако мышечная сила и объем движений сохранены, поскольку парез нехарактерен.

Чаще всего атаксические реакции у детей выявляются при поражении мозжечка, который состоит из 3 частей. Повреждение на уровне архицеребеллума вызывает нарушения равновесия по типу вестибулярной дисфункции, поражение мозжечкового червя сопровождается нарушениям ходьбы и поддержания устойчивой позы. Если повреждены мозжечковые полушария, возникают расстройства скоординированного движения конечностей.

Как вылечить недуг

Заметив у ребенка нервный тик (дергает головой, гримасничает, часто моргает, морщит нос или лоб), родителям не нужно медлить с визитом к врачу. Лечением нарушения занимается детский невролог. Бывает, что ребенок трясет головой, как при нервном тике, но при этом у него имеется иное заболевание, связанное с поражением отдела мозга, отвечающего за двигательную активность. В отдельных случаях может понадобиться и консультация психиатра (когда у ребенка сильный тик головой, обусловленный психическим расстройством).

Для диагностики нарушения специалисту обычно хватает обычного неврологического осмотра, иногда может потребоваться МРТ мозга или электроэнцефалография. Затем подбираются оптимальные методы терапии. Их набор зависит от выраженности тика, индивидуальных особенностей пациента. Основными направлениями лечения являются:

  • прием медикаментов — успокоительных средств, препаратов для улучшения кровоснабжения, обменных процессов головного мозга;
  • физиотерапия — электрофорез, электросон, хвойные ванны, аэрофитотерапия;
  • лечебный массаж;
  • создание благоприятной атмосферы в семье (нельзя ругать ребенка за непроизвольные движения, требовать контролировать их), исключение стрессовых ситуаций;
  • обеспечить соблюдение режима, достаточные периоды отдыха, правильное питание, сократить время просмотра телевизора, занятий с гаджетами.

Часто лечение нервного тика у ребенка является длительным процессом. Даже когда симптомы быстро уходят, терапию нужно пройти в полном объеме. Иногда наблюдается чередование периодов ремиссии и обострения, и по мере созревания нервной системы проблема постепенно уходит.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогает юным пациентам забыть о нервных тиках. Среди специалистов нашего Центра есть те, кто работает именно с детьми, имеют богатый опыт в терапии таких нарушений. Родителям не стоит пускать ситуацию на самотек: гиперкинез не угрожает жизни, но мешает успешной социализации ребенка.

Классификация

По клиническим признакам различают статическую форму, при которой у детей нарушается равновесие в неподвижном положении, и динамическую, характеризующуюся сложностями при выполнении движений. Условно можно разделить патологию на врожденную (наследственную) и приобретенную, которая выступает одним из признаков неврологического заболевания. С учетом локализации поражения выделяют 3 группы расстройств:

  • Мозжечковая атаксия. Поражение структур мозжечка — самая частая причина координационных нарушений у детей. Она проявляется статическими и динамическими нарушениями, бывает связанной с наследственными болезнями.
  • Сенситивная атаксия. Нарушения проведения по глубоким путям чувствительности в спинном мозге изменяют самоощущение и осознание ребенком своего тела в пространстве, вследствие чего возникает симптоматика. Типичная черта — усиление признаков при закрытых глазах.
  • Вестибулярная атаксия. Считается подвидом сенситивной формы, вызвана с поражениями структур лабиринта (вестибулярного аппарата). В отличие от предыдущего варианта, у детей сохранена чувствительность.
Читайте также:  Согласны ли Вы с мнением Цицерона: «Любовь к родителям — основа всех добродетелей»?

У детей старше года

Непроизвольные подергивания конечностей могут отмечаться у детей старше года. Такое состояние носит патологический характер. Тремор конечностей возникает в любом возрасте, даже в подростковом. У ребенка нарушается сон, он становится нервным и плаксивым. Если он подергивает головой после сна, то это свидетельствует о высоком внутричерепном давлении, перинатальной энцефалопатии и других серьезных заболеваниях.

Дрожание у детей старше года считается признаком повышенного мышечного тонуса. Симптом появляется на фоне эмоционального всплеска. Подергивания появляются в области шеи, лица, языка, туловища. Верхние и нижние конечности трясутся даже в состоянии покоя. Кроме мышечного дрожания, дети могут жаловаться на головные боли и бессонницу.

Неврологи выделяют 4 вида тремора у детей старше года:

  • Доброкачественный. Возникает у подростков. Сначала у него начинает дрожать одна рука, затем тремор охватывает вторую руку. При отсутствии лечения в процесс вовлекаются другие части тела.
  • Интенционный. Появляется при поражении мозжечка и провоцирует нарушение координации движений.
  • Постуральный. В большинстве случаев передается по наследственности. Характеризуется нарушениями в работе щитовидной железы, чувством тревоги и нервозностью. Дрожание верхних конечностей заметно при их вытягивании.
  • Астериксис. Самая тяжелая форма недуга, сопровождающаяся медленными и неуверенными попытками согнуть и разогнуть руки. Развивается на фоне печеночной или почечной недостаточности.

Чтобы конечности меньше тряслись, необходимо заниматься лечебной физкультурой, принимать ванны с успокаивающими травами и придерживаться специальной диеты. Из физиопроцедур в лечении тремора хорошо себя зарекомендовал электрофорез. В редких случаях требуется применение бета-адреноблокаторов. Контролировать ход терапии невролог будет с помощью ультразвукового исследования или электроэнцефалограммы головного мозга. При поражениях мозжечка врач может назначить хирургическое лечение.

Лечение атаксии у детей

Консервативная терапия

Специфическое лечение атаксии не разработано. Если она вызвана острым неврологическим заболеванием, нутритивным дефицитом или отравлением, проводится коррекция основной проблемы, после чего расстройства координации у детей уменьшаются или полностью исчезают. При объемных образованиях, врожденных церебральных аномалиях ребенку требуется консультация нейрохирурга для определения показаний к операции.

Детям назначают поддерживающее лечение витаминами, нейрометаболическими средствами, препаратами, которые улучшают функционирование митохондрий. Важное звено схемы лечения — регулярные занятия ЛФК, укрепляющие разные группы мышцы и уменьшающие проявления дискоординации. При необходимости применяется массаж, физиотерапевтические методики, логопедическая коррекция и медико-социальная реабилитация.

Экспериментальное лечение

Эффективные терапевтические методы находятся на стадии разработки. Известен успешный клинический опыт использования антидепрессантов и антиконвульсантов при наследственных формах заболевания у детей. Исследователи работают над созданием персонифицированной генной и клеточной терапии, которая могла бы помочь больным с наследственной атаксией. Перспективным считается применение мультипотентных стволовых клеток.

Особенности течения болезни

Изначально у ребенка проявляются моторные тики, а если ситуация ухудшается, то к ним присоединяются и вокальные. Однако бывают случаи, когда гиперкинез начинается со звуковых тиков, что значительно усложняет диагностику и затягивает лечение.

В тяжелых случаях наблюдается одновременно несколько видов спонтанных движений. Иногда им сопутствуют и голосовые тики.

Нервные тики у детей имеют свои характерные особенности, дающие возможность отличать их от других патологий двигательных функций. Их можно выделить в несколько пунктов:

  1. Самоконтроль. Работает он, следует отметить, только на ранних стадиях заболевания. Это означает, что ребенок может контролировать свои приступы, только со временем делать это становится все сложнее.
  2. Усиление симптомов на фоне стрессовых ситуаций. Такая же тенденция наблюдается в конце дня вследствие переутомления нервной системы. Осенне-зимний период является пиком протекания заболевания.
  3. Никоим образом не страдает сознание ребенка. Этот факт позволяет исключить развитие эпилепсии.
  4. Гиперкинезы не проявляются во сне. Особенность актуальна при наличии вокальных тиков и подтверждает отсутствие патологий верхних дыхательных путей.
  5. Нервный тик глаза у ребенка сначала можно принять за развивающийся конъюнктивит, но вскоре все становится понятно.

Замечена такая закономерность: чем раньше заболевание проявится у ребенка, тем тяжелее оно будет протекать. Если не предпринять соответствующие меры, гиперкинез перерастает в хроническую форму. В таком случае лечение усложняется тем, что постепенно могут быть вовлечены несколько групп мышц. Патологические движения переходят с головы на нижние органы и становятся более сложными, присоединяются вокальные тики. Врачи оценивают их как генерализированные.

Тикозные проявления, возникшие после десятилетнего возраста, почти всегда квалифицируются, как преходящие. Это означает, что они пропадают спонтанно и незаметно, так же, как и появились. Их также называют транзиторными. Особого участия с медицинской стороны они не требуют.

Какими могут быть последствия травмы?

В большинстве случаев, как уже говорилось, падения младенцев заканчиваются благополучно и никак не отражаются на развитии ребенка. В 15% случаев развивается церебрастенический синдром, когда ребенок часто капризничает, быстро устает, плохо прибавляет в весе и росте. Это состояние, без лечения, может продолжаться несколько месяцев, и, зачастую, вызывает задержку в развитии.

Такие тяжелые заболевания как посттравматическая эпилепсия, умственная отсталость, церебральный паралич формируются в результате травмы мозга, примерно, в 1,5% случаев. Все пациенты, имеющие такой диагноз, приравниваются к инвалидам, им необходимо комплексное реабилитационное лечение и наблюдение специалистами многие годы, но, даже используя самые современные методы лечения, полностью избавиться от дефекта не удается.

Чтобы избежать неприятных последствий, не теряйте бдительности, особенно, если возраст Вашего ребенка приближается к 3 месяцам.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»
Читайте также:  Обработка пупочной раны новорожденного ребенка

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Диагностические процедуры

Прежде чем начинать какое-либо лечение, нужно обследовать ребенка у специалиста. После первичного осмотра врач-невролог направляет пациента на прохождение электроэнцефалографии. Она дает возможность выявить следующие показатели:

  • локальные общемозговые нарушения;
  • очаги патологической активности;
  • анализ состояния мозговой деятельности.

Повторное проведение исследований позволяет следить за эффективностью проводимой терапии. Обязательным является биохимический анализ крови. Если врач посчитает нужным, ребенок может быть направлен на МРТ.

Определить нервные тики у маленьких детей, установить их причины и назначить адекватное лечение – задача невролога. Но прямая обязанность родителей – обеспечить комфортное пребывание ребенка дома, в учебном заведении или на улице. Необходимо выяснить факторы, представляющие угрозу для психики малыша и любым способом устранить их.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него. В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение. А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется.

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

  • все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
  • не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
  • провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
  • подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
  • обеспечить полноценное и разнообразное питание.

 

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Работа нервной системы, эмоции при стрессе

Для детей и их незрелой нервной системы любые, казалось бы, незначительные и порой банальные, смешные причины могут стать причиной стресса. Нередко те события, которые вызывают негативные эмоции, переживания, страх или боль, существенно влияют на работу нервной системы и способствуют стрессу. Это не значит, что детей стоит отгораживать от всех эмоций — как положительных, так и отрицательных. Но в силах родителей сократить количество психотравмирующих ситуаций, потрясений и страха в жизни детей. Далеко не всегда захлестнувшие кроху эмоции он сумеет проконтролировать и удержать, если родители постоянно его одергивают, не давая выходу гневу, раздражительности или слезам — это также приводит к стрессу, от которого он просто не в силах избавиться. Поэтому нервная система детей должна получать разрядку, вполне нормально для маленького человека злиться, переживать или высказывать свое недовольство. Родители должны уважать его чувства и позволять иногда дать волю эмоциям. Но это не должно переходить определенных рамок дозволенного.

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Источники

  • https://neurospectrum.ru/uslugi/u-rebenka-nervnyy-tik-dergayet-golovoy/
  • https://medalvian.ru/zhurnal/6-prichin-travm-detej/
  • https://www.ymc.ru/services/detskoe-otdelenie/nevrologiya-detskaya/chto-delat-posle-togo-kak-rebenok-padaet/
  • https://www.emcmos.ru/articles/isklyuchenie-autizma-u-detey-v-rannem-vozraste/
  • https://www.mc21.ru/articles/neurology/43/
  • https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhiatriya/fobii-i-stressy-u-detey/
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/ataxia
  • https://cmrt.ru/zabolevaniya/nervnoy-sistemy/tremor-u-detey/
  • https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/tiki-u-detej-prichinyi-i-lechenie

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию