Теория свободного воспитания Руссо — основные принципы, идеи

Суть и принципы концепции

В 1762 году знаменитый французский философ-просветитель опубликовал свой трактат, ставший причиной огромной популярности автора. Роман «Эмиль, или О воспитании» рассказывает о приверженности психолога естественному взрослению детей без насильственного навязывания им нравственных принципов.

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

  • природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
  • людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
  • вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Основную идею концепции Руссо можно описать выражением: «Хорошо все то, что выходит из рук Творца, однако все искажается руками человека».

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Свободное воспитание в наши дни

В последнее время все более популярными становятся идеи свободного воспитания, которые, с одной стороны, вполне обоснованы, а с другой кажутся совершенно неуместными.

Большим интересом сейчас пользуются детские сады по системе «Монтессори», которые существуют под девизом «помоги мне это сделать самому». Появились даже школы по этой системе в некоторых городах России, но организовать учебный процесс в таких заведениях очень не просто, поэтому пока они не распространены. свободное воспитание в наши дни

Современные молодые родители с энтузиазмом воспринимают систему свободного воспитания, потому что при правильной ее организации планируют получить в будущем многогранную сформировавшуюся личность, которая будет успешна в тех сферах деятельности, которые выберет сама.

Однако многие мамы и папы не признают для себя подобные «эксперименты», продолжая придерживаться традиционного подхода в системе воспитания.

Учить полезному

Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

Не наказывать

Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».

Возрастная классификация

Основоположник концепции свободного воспитания Руссо считал самым важным следование природе ребенка. Кроме того, используемые методы воздействия в педагогике выбираются в зависимости от возрастных критериев.

В своих работах и рефератах автор выделял 4 этапа в жизни юных воспитанников:

  • от рождения до 2 лет: период, когда в центр внимания ставится физическое развитие (не стоит туго пеленать новорожденных и сковывать их движения, недопустимо оберегать от холодов и сквозняков, лучше приучить к закаливанию);
  • с 2 до 12 лет: время, когда дети еще плохо рассуждают самостоятельно, испытывают сложности с логическим мышлением, однако уже умеют самостоятельно передвигаться в пространстве (это важный момент для укрепления здоровья, малышам нужно разнообразить их занятия, давать считать, сравнивать, взвешивать при возникновении такого желания);
  • от 12 до 15 лет: стадия интенсивного умственного развития, удовлетворение интеллектуальных запросов, дети уже умеют выделять самое интересное для себя из общего объема полученной информации, осваивают трудовое воспитание, однако недостаточно хорошо понимают нравственные ценности (наиболее качественное образование подросток получает в тех сферах, которые ему интересны — географии, астрономии или других);
  • от 15 до 18: время страстей и противоречий (наиболее важно в этом периоде нравственное воспитание, задача родителей вырастить человека, а не просто представителя рода).
Читайте также:  Как правильно мыть руки

На первом этапе задача родителей заключается в том, чтобы максимально удовлетворить естественные потребности грудничка. Жан Жак Руссо называет ошибочным поведение родителей, которые боятся оставлять малыша в темноте или в одиночестве даже на короткое время, опасаются давать ему незнакомые предметы, а также приучают к кормлению и сну по строгому расписанию. Он категорически против ограничений и режима, форсирования событий, стимулирования развития речи.

Также, по мнению автора, не стоит полностью подчиняться требованиям ребенка, потакая всем его желаниям, чтобы не вырастить из него эгоиста и тирана. Запрещать совершать дурные поступки совершенно нецелесообразно, лучше научиться этому препятствовать.

Последний этап автор называет формированием свободной личности. Важнейшими задачами он считает воспитание добрых суждений, положительных чувств и воли.

Воспитывать самостоятельность

Толстой говорил, что люди из народа — те, кто не обучались в гимназиях и университетах — «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения в его Яснополянской школе был такой: не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

Принципы работы школы Самерхилл

  • Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
  • Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
  • Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
  • А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает. И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
  • Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Разрешить недовольства

В Яснополянской школе, помимо уроков, часто проводили беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.

Плюсы и минусы системы свободного воспитания

Как любая система, эта имеет как плюсы, так и минусы. Сильные и слабые стороны свободного воспитания можно перечислять долго, мы выделим самые распространенные. 

Плюсы

  1. Отсутствие каких-либо стереотипов. Становление личности ребенка должно происходить без давления со стороны. Он не принимает во внимание чужую точку зрения, оставляя место только для своих ощущений, для своего мнения.

  2. Доверие. Окружающая атмосфера должна исключать принуждение и критику, зарождая в ребенке уверенность в себе и доверительное отношение к окружающему миру.

  3. Самостоятельный выбор. Дети сами определяют для себя режим дня и то, чем они будут заниматься. Любое давление со стороны взрослого должно быть исключено. В перспективе это может повлиять на самоопределение человека.

  4. Отсутствие комплексов. У малыша не возникает мысли о своей неполноценности или о том, что он неправильно себя ведет, ведь его любят безоговорочно. Он уверен в правильности своих слов и поступков.

  5. Открытость миру. Дети в этой системе общительны, они открыты для контакта, не стесняются выражать свои эмоции и высказывать свои мысли. Они любят соревноваться и участвовать в конкурсах. В перспективе такие люди будут легко подниматься по карьерной лестнице.

  6. Творчество. Когда родитель не мешает своими советами, то ребенок может быстрее самореализоваться, понять, что ему нравится, чем бы ему хотелось заниматься. Ведь он основывается на своих ощущениях, лучше понимает свою внутреннюю природу.

  7. Индивидуальность подхода в воспитании. Маленький человек воспринимается как индивид, который неповторим. Взрослые в этой системе обязаны прислушиваться к нему.

  8. Эмоциональная стабильность. Система подразумевает спокойную, ровную обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно. В будущем у таких людей не будет неврозов, они будут легче переносить стрессовые факторы.

Читайте также:  Сколько хранится грудное молоко в холодильнике и при комнатной температуре после сцеживания - срок годности, как разогреть замороженное молоко

Минусы

  1. Избалованность. Свободный подход приводит к тому, что ребенок не знает границ в проявлении своей индивидуальности, ведь родители не установили ему их. Он может нарушать нормы поведения, даже не догадываясь об этом, ведь ему дали понять, что он всегда прав. Проблемы начинаются почти сразу, как только малыш попадает в общество, так как никто не будет подстраиваться под его настроение и боготворить его уникальность.

  2. Отсутствие требовательности к себе. Если от ребенка ничего не требовать, то он и не будет знать, чего же от него хотят. Требования помогают сформировать личность, которая будет соблюдать нормы взаимодействия в обществе.

  3. Трудности в социализации. Если ребенок привык, что его любят безусловно, все его мысли и поступки верны, то, попадая в современный мир ему становится дискомфортно. Не все готовы принять и любить этого индивидуума таким, какой он есть – появляется неудачный опыт в общении (отторжение, антисимпатии, принуждение). Подобные неприятности влекут за собой депрессию, закрытость и недоверие к окружающему миру, появляются комплексы.

  4. Отсутствие ответственности. Если ребенок всегда прав и сам выбирает, когда и чем заниматься, то возникает обманчивое ощущение, что на тебе нет никакой ответственности. Такие дети, приходя в школу, не доводят начатое до конца, потому что откровенно не понимают зачем это надо делать, а также отказываются брать на себя ответственность, ведь раньше их поступки не приводили к определенным результатам.

  5. Завышенная самооценка. Если ребенок решал вопросы наравне с родителями и его мнение было решающим в семье, то в социуме у него может наступить полное разочарование от того, что его не хотят принимать в лидеры, а к его мнению не прислушиваются.

  6. Отсутствие родительского авторитета. Когда ребенок является центром мира и всегда прав он начинает чувствовать вседозволенность. В этот момент может произойти падение авторитета родителей в глазах у ребенка. И даже если он вдруг начинает грубить, родитель не может наказать его, ведь это табу.плюсы и минусы свободного воспитания

  7. Дороговизна. Детские сады, которые поддерживают идеи свободного воспитания в наше время стоят дороже обычных. Если нанимать няню на дом, то тоже выходит очень не бюджетно.

Справедливости ради, надо заметить, что «идеи свободного воспитания» в полном объеме не прижились ни за рубежом, ни в России. Сложность в реализации образовательных стандартов состоит в требовании от детей определенного результата на всех ступенях обучения (от детского сада до университета), а ведь ни одно требование нельзя применить в системе свободного воспитания.

Данная система оказалась почти нежизнеспособна еще и потому, что человек всегда живет в обществе и обязан соблюдать его нормы, устои и традиции (хотя бы частично).

Выбор системы воспитания практически всегда остается за родителем. В современном обществе существует достаточно успешный синтез «свободной системы в воспитании» и «традиционной педагогики». Применяя некоторые из принципов свободного воспитания можно избежать многих проблем с подрастающим поколением. Главное суметь правильно расставить приоритеты и не стать «рабом» собственных детей.

Теория свободного воспитания

Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.

Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения. Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд.

С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.

Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.

Свободное воспитание — не вседозволенность

Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.

Ошибки искаженного представления о свободном воспитании

  1. Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
  2. Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
  3. Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
  4. Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.

Ведущие концептуальные позиции педагогики Л. Н. Толстого

Общими концептуальными позициями педагогики свободы Л.Н. Толстого являются:

  1. Процесс воспитания – это воздействие на тех, кого воспитывают.
  2. Опора на принцип природосообразности, согласно которому необходимо дать возможность развить у ребенка то, что ему дала природа.
  3. В каждом ребенке от природы заложена потребность в образовании, познании и творчестве, однако проявить он это все может только в атмосфере любви, добра и свободы.
  4. Опора на принцип свободы в обучении, то есть недопущение какого-либо принуждения.
  5. Настоящее обучение состоит не в том, чему учат ребенка, а в то, что ему понятно.
  6. Освобождение и ограждение детей от шаблонов, стандартов, стереотипов и чужого мнения.
  7. Каждый ребенок от своего рождения невинен, безгрешен, полон доброты и правды.
  8. Полноценное действие ума ребенка возможно только тогда, когда он не подвергается внешнему влиянию.
  9. Каждый педагог должен верить в своих учеников, видеть в них только хорошее и стараться развивать это.
  10. Каждый ребенок более совершенен и естественен, чем взрослый.
Читайте также:  Психологические последствия крика на ребенка

Возрастная периодизация Жан-Жака Руссо

  1. Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
  2. Второй период (от двух лет до двенадцати). В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
  3. Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
  4. Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».

Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния. Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

  • Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться. Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
  • Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует. Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
  • Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Воспитание свободой в 21 веке

В настоящее время возобновился интерес к свободному воспитанию. В ряде городов России и Европы открываются центры развития по методике М. Монтессори, создаются вальдорфские сады и школы.

С 1921 года и по сей день функционирует школа «Саммерхилл» в Великобритании. Основана Александром Ниллом. Учебное заведение базируется на самоуправлении.

Быть человечнее

«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки — меньшее, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.

Методы наказания

Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.

Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.

Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:

  • гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
  • девушкам отводится роль матери и жены.

Многие ученые считают суждения Ж. Ж. Руссо категоричными, соответствующими его мелкобуржуазной природе. Однако другие философы-просветители отмечали, что его работы занимали важное место не только в науке, но и в революционной идеологии.

Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.

Развивать воображение

Воспитание и образование — это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.

Не скрывать свои недостатки

Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых — и советовал родителям сперва обнаружить свои слабые стороны. В противном случае дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.

Источники

  • https://nauka.club/podsovet/teoriya-vospitaniya-russo.html
  • http://MaryPop.ru/psihologiya/vospitanie/svobodnoe-vospitanie-teoriya-i-praktika.html
  • https://veve.ru/life/styl/svobodnoe-vospitanie-4969/
  • https://www.culture.ru/materials/254428/10-pravil-vospitaniya-detei-po-tolstomu
  • https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/svobodnoe-vospitanie.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogika_svobody_l_n_tolstogo/

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию