Подросток ворует деньги у родителей советы психолога

Содержание

Причины детского воровства

Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…

Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе. При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс. А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

Читайте также:  Восприятие, основные виды и свойства восприятия, законы восприятия

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Придумайте наказание, которое предполагает позитивные действия

Не стоит наказывать ребенка физически или пытаться его пристыдить – это только вызовет гнев и дискомфорт. Сфокусируйтесь на том, чтобы наказание было связано с позитивными действиями. Это поможет подростку лучше осознать то, какой вред наносит воровство отношениям с окружающими, и начать лучше ценить честность. К примеру, если ребенок украл деньги из вашей сумки, пусть он вернет все украденное – он может подрабатывать или делать домашние дела, чтобы отработать эту сумму. Выполняя дополнительную работу по дому, проще осознать последствия совершенных действий, поэтому такой способ наказания оказывается очень действенным и при этом приносит пользу.

Типичные ошибки родителей при решении проблемы

Однако, часто случается, что беседы с подростком не дают ожидаемых результатов. Это связано с тем, что многие родители допускают ошибки при попытке решить проблему воровства. Рассмотрим эти ошибки более подробно.rebenok-voruet-dengi-u-roditelej-chto-delat.jpg

  • Ни в коем случае нельзя проводить беседу в общественном месте, только в спокойной домашней обстановке.
  • Не стоит рисовать перед ребенком мрачные картины тюремного будущего.
  • Не сравнивайте ребенка с другими «хорошими детьми», это может навсегда сформировать стойкий комплекс неполноценности, озлобленность и неуверенность в себе.
  • Не настаивайте на извинениях прилюдно, позор, пережитый ребенком, оставит след на психике.
  • Не стоит возвращаться к травмирующей ситуации, если все сказано, детально разобрано, есть понимание в глазах ребенка. Если постоянно возвращаться к пережитому, возникнет стойкое чувство вины.

Частые ошибки, повторения которых нужно избегать родителям

Поиск и изучение причин детского воровства не должны быть односторонними. Родители могут не замечать ошибок в поведении за собой, при этом требуя от ребенка исправления сложившейся ситуации. И воздействуя на отпрыска всеми доступными методами, взрослые могут наоборот усугубить, спровоцировать в будущем новые случаи воровства, грубости, непослушания. В таких случаях также не обойтись без помощи специалистов.

Нужно быть строгими, но без фанатизма. Пробуждая чувства вины и стыда за совершенное, убедитесь, что ребенок понимает ваши переживания и чувства тех людей, у которых он украл что-то. Организуйте ситуацию так, чтобы он вышел из нее без унижения, но с ясным пониманием неправильности совершенного поступка. Помните, что угрозы поставят его в тупик.

Итак, родителям запрещено:

  • Класть деньги, даже маленькие суммы, в легкодоступных местах;
  • Сосредотачиваться только на учебе и обязанностях ребенка и игнорировать его жизнь в обществе. Помимо школы, есть отношения со сверстниками, радости, обиды, ссоры. Важно уделять внимание отношениям ребенка с друзьями, помогать решать возникающие вопросы;
  • Применять силу, поднимать руки на детей, кричать, чтобы узнать правду, причину воровства. Все разговоры между родителями и детьми должны происходить в спокойном тоне, доверительно. Задача взрослых – объяснить, почему воровать нельзя и каковы могут быть последствия;
  • Воровство – это неправильно. Игнорировать пропажу мелочи из карманов, с полки, из ящика комода. Если уже был факт кражи, и он не вызывает сомнений, то пора действовать, применять меры, как-то реагировать на произошедшее. И ни в коем случае нельзя воровство оставлять без внимания;
  • Рассказывать посторонним о детских проступках. Не привлекайте посторонних, иначе вы рискуете не только заставить своего ребенка страдать, но и можете вообще «потерять» его. Нельзя обвинять ребенка в воровстве в присутствии чужих людей. Круг семьи должен быть четко очерчен, и нет абсолютно никакой надобности посвящать в семейные проблемы знакомых, коллег и дальних родственников. У людей, знающих о ситуации поверхностно, может сформироваться неверное негативное мнение о сыне или дочери. А у ребенка могут возникнуть совершенно ненужные комплексы, чувство зажатости перед другими людьми.
  • Не нужно сразу называть ребенка вором, иначе в его сознании может укрепиться эта мысль. Вы – не прокурор, не нужно устраивать судебных процессов, проведите с малышом доверительную беседу.
Читайте также:  Можно ли купать ребенка после прививки?

Довольно сложной для взрослых может оказаться грань между доверительной беседой и многочасовой моралью. В большинстве случаев ребенок осознает свою вину, поэтому не стоит высказывать ему снова и снова, как он не прав. Определив истинную причину поступка, нужно найти решение проблемы, постараться исправить ее и предупредить в дальнейшем.

Детям необходима поддержка, даже когда они полностью неправы. Запугивания, мрачные перспективы жизни за решеткой, взывания к полиции вряд ли приведут в итоге к желаемому результату. Без взаимопонимания между детьми и родителями доверительного общения не получится.

Избежать инцидентов в будущем помогает именно спокойный разговор, в ходе которого сын или дочь раскрывает причины своих поступков. Оступившийся маленький человек способен осознать, исправиться и сделать правильные выводы, если родители найдут нужные слова. Не надо ставить целью только отчитать и опозорить ребенка.

Бережное отношение к окружающим предметам и к чувствам людей, доброта, сопереживание – это впитывается ребенком из внешнего мира. Лучший способ научить – стать примером для подражания. Все моральные ценности закладываются с детства, когда малыш изо дня в день видит и слышит, как мама с папой поступают, разговаривают, решают те или иные вопросы. Если помочь ребенку с рождения сформировать правильное впечатление о мире, то в процессе взросления не возникнет серьезных проблем, не будет мотивов для совершения проступков.

Узнав о воровстве ребенка, не стоит впадать в панику, истерику и бросаться за ремнем. Спокойное, продуманное поведение, стремление понять и простить ребенка поможет решить проблему и завоевать доверие и любовь маленького человека и обеспечат вам и вашим детям благоприятный исход ситуации.

Что делать: практические советы

Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.

Помните о том, что за один разговор и прямо здесь решить проблему не удастся. Это важный воспитательный урок, который ребёнок должен извлечь из сложившейся ситуации. Поэтому приготовьтесь к длительным мерам, научитесь сохранять спокойствие.

Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:

  1. Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь. Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
  2. Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже. Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
  3. Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
  4. Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
  5. Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.

Детское воровство случается довольно часто. И прежде чем применять меры наказания, надо всё-таки разобраться в причинах этого поступка. Если просто наказывать ребёнка, эффект может быть обратным: он озлобится, отвернётся от вас. Но хуже другое. Он так ничего и не поймёт: почему нельзя брать чужое, воровать деньги у родителей, каким трудом они достаются. У него так и не проснётся внутренний регулятор безнравственного поступка – совесть. А ведь каждый родитель ждёт и хочет именно этого.

Как бороться с проблемой?

Рекомендации:

  1. Главное , профилактика. Обсуждайте с ребенком тему воровства, предлагайте ролевые игры, связанные с этим, спрашивайте, как бы он поступил в тех или иных ситуациях. Четко объясните ему разницу между «,чужое», и «,свое», еще в раннем возрасте.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были карманные деньги. Это поможет ему лучше понимать их ценность.
  3. Воспитывайте в нем самостоятельность. Чаще отправляйте за покупками, обозначьте спектр вещей, которые ему нужно делать регулярно. Дети, которые осознают сферу своей ответственности с раннего возраста, также лучше осознают ценность денег, чем дети, которых чрезмерно опекают.
  4. Позаботьтесь о том, чтобы в семье была спокойная, доверительная обстановка. Если ребенок знает, что он может доверить что угодно и не получить агрессию, ему будет легче сказать о своих желаниях, а необходимость красть отпадет.

Неэффективные меры

Достаточно повысить голос или лишить ребенка прогулки, чтобы сломать доверие. Все действия родителей по разрешению ситуации, профилактике повторения психологи назвали бы «проработкой проблемы».

Ошибки проработки

В этом списке оказались родительские ошибки, которые при любом проблемном поведении неэффективны:

  • выбивание признания методом допроса;
  • угрозы;
  • ярлыки «Ты – вор!», «Ты меня опозорил»;
  • сравнение с «хорошими» детьми;
  • постоянные напоминания о произошедшем;
  • публичное обсуждение проблемы с посторонними людьми. Если стало известно о преступлении, сохраните его в секрете: репутация, отношение других людей к ребенку для вас важнее, чем наказание;
  • риторика в стиле «Как же ты мог так поступить?..»;
  • строгие ограничения в прогулках, общении, играх, карманных деньгах.

Огрехи воспитания

Если кражи стали реакцией на семейные проблемы, психологический дискомфорт, ищите брешь в системе воспитания:

  • Правила должны действовать всегда. Нельзя порицать какое-то поведение сегодня, а завтра закрывать глаза на него.
  • Двойные стандарты – разные требования к членам семьи. Что-либо разрешено отцу, но сын на это права не имеет. Часто это касается употребления матерных слов или курения. Отучить ребенка материться или курить в этом случае будет в разы сложнее. Ребенок вынужден постоянно проверять правила: если сегодня я маленький и мне нельзя этого делать, а завтра я стану старше и будет можно. Если папа каждый день ворует колбасу со склада и признается героем семьи, почему ребенку нельзя украсть пару тысяч рублей из квартиры одноклассника?
  • Попустительство. Вседозволенность не способствует формированию у детей альтруизма. А когда желания и потребности исполняются «по волшебству», без приложения усилий – это создает иллюзию могущества и власти у ребенка.
  • Полярная попустительству модель поведения – тоталитарный режим. Контроль на каждом шагу лишает ребенка самостоятельности мышления, способности выражать собственное мнение. Такие дети приобретают хитрость, начинают лгать, чтобы урвать хоть немного свободы. Взять чужое – значит проявить собственную волю, собственное желание. Кража становится способом компенсации ограничений.
Читайте также:  Как вести себя родителям, если ребенок манипулирует жалостью

Что делать, если в краже замечен подросток

Если в воровстве уличен подросток, то здесь действия родителей должны быть более кардинальными. Учитывайте рекомендации, актуальные для детей, плюс ко всему подросток в силу возраста должен отдавать отчет в своих действиях. К беседе следует основательно подготовиться, подростки легко манипулируют родителями. Не заставляйте приносить клятву, скорее всего, она будет сказана для успокоения, смысла в словах не будет.

rebenok-voruet-dengi-u-roditelej-chto-delat.jpg

Откровенный разговор, убедительные примеры, не запугивание ребенка, а понимание его проблемы могут дать положительные результаты в решении возникшей проблемы.

Как наказать ребенка за кражу?

Советы:

  1. Исключите любое насилие. Ни в коем случае не поднимайте на ребенка руку, не обвиняйте его, не насмехайтесь над ним, не ограничивайте его перемещения, не отнимайте игрушки. Это ничему не поможет, а лишь усугубит его самочувствие и разрушит доверие.
  2. Хорошим вариантом будет использовать карманные деньги. При этом ребенок четко должен понимать, почему количество его карманных денег будет уменьшено (объясните ему, что эту сумму Вы заплатите за предмет, который он взял).
  3. До девяти-десяти лет наказывать серьезно ребенка нельзя: их волевая сфера недостаточно развита, поэтому им сложно себя контролировать. При этом «,серьезное наказание», даже в случае с детьми постарше не должно включать насилие и оскорбления.
  4. Воровство , проблема, требующая комплексного подхода. Родителям следует тщательно вникнуть в ситуацию и постараться конструктивно ее решить, чтобы в дальнейшем повторения не было. Подобный подход работает намного лучше обычного наказания.

Если ребенок ворует регулярно, а увещевания и мягкое наказание не работают, необходимо обратиться к специалисту по детской психологии.

Особенности отрочества

В 8, 9 и 10 лет воровство появляется из-за недостаточно развитой силы воли. Он просто не может удержаться, хотя и присутствует стыд за поступки. В 8 лет уже есть ответственность за себя, дети становятся более независимы. Желание влиться в коллектив, быть в группе сверстников очень сильное. Им кажется, что они обделены, если у одноклассников есть что-то, чего нет у них. Тогда кражи происходят из-за необходимости быть «как все» или чтобы посоревноваться с товарищами. В этом случае ребёнок может воровать не только дома, но и в магазинах.

Советы родителям:

  • Развивайте в своём чаде самостоятельность, пусть малыш ставит себе цели и учится их достигать.
  • Дайте больше свободы, пусть сам выполняет то, что ему уже по силам.
  • Обсудите семейный бюджет. Придите к компромиссу, например, откажитесь от чего-то, чтобы накопить на нужную для ребёнка вещь.
  • Предложите ему собственный заработок. Например, разносить газеты или рекламу, пару часов помогать по дому и получать за это дополнительные деньги.

Воровство детей из бедных и богатых семей: есть разница?

Как ни парадоксально, но в богатых семьях дети воруют чаще и больше. Поскольку проблема денег здесь не стоит остро, родители не объясняют чаду, что воровство не относится к положительным чертам в поведении.

И ребенок без угрызений совести берет деньги у гостей, прислуги, родственников. Никто продолжительное время не обвиняет и не подозревает, что купюры пропадают по вине собственных детей. Дочь или сын чувствуют себя в безопасности. Они уверены в родительской любви и благосклонности, обилие денег и собственная безнаказанность со временем превращается в порок.

Что делать, если ворует ребенок из богатой семьи? Советы психолога исходят из диагноза нервного расстройства по причине отсутствия внимания, клептомании или непонимании ценности денежных купюр.

Дети из бедных семей наблюдают, как бережно родители распределяют и тратят заработанные деньги, как считают «каждую копейку» и обычно не воруют у родителей. Риск разоблачения слишком высок, после которого последуют карательные меры. К тому же ребенок начинает быстро осознавать важность денежных знаков.

Ребенку из необеспеченной семьи гораздо проще украсть пачку чипсов, шоколадку или печенье в супермаркете. С их точки зрения, это не так опасно, чем воровать у близких. И если воришка продолжительное время не попадается «за руку», то кражи будут повторяться неоднократно. Если его разоблачили, то стресс и шок окажут свое воздействие и проступок может стать единичным и не возникнуть повторно.

Независимо от социального статуса, дети могут воровать и дома, и в школе. Это связано с несколькими причинами:

  • сильное желание обладать чужой вещью, хотя присутствуют угрызения совести;
  • материальная необеспеченность ли психологическая неудовлетворенность;
  • несформированное понятие нравственности и силы воли.

Важно: Кражу может совершить ребенок любого возраста, если мотив для подобного действия сильный. Это временная слабость, после которой мучают угрызения совести. Украденная вещь «жжет руки» и воришка обычно старается от нее избавиться.

Обеспечьте подростку альтернативные источники дохода

Если ваш подросток ворует потому, что не может позволить себе те же вещи, что и сверстники, попробуйте найти ему подработку. Это поможет ему стать ответственнее и научиться правильно обращаться с деньгами, а также обеспечит свободу, позволяющую покупать желаемое, а не воровать. Можете также порекомендовать ребенку создание собственного бюджета, чтобы он научился копить и умел обращаться с деньгами правильно. Такие навыки серьезно помогут ему в дальнейшей жизни.

Причины детского воровства в младшем школьном возрасте

В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.

Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.

Отсутствие своих денег

В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.

Кража как реакция на травму

Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.

Самоутверждение

Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.

Пробелы в воспитании

Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.

Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.

Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.

Отсутствие доверия к родным

Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.

Буллинг

Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.

Читайте также:  Можно ли детям пить кофе и со скольки лет: полезные и вредные свойства кофе

Кражам — нет!

  • Страх наказания и сочувствие к жертве многих людей удерживает от противоправных действий. Самый важный урок морали для наших детей — это семья. Именно поведение близких, собственный пример матери и отца, учит расставлять приоритеты.
  • Не давайте волю злости — этим вы лишаете своего малыша уверенности, а в будущем лишите его нормальных взаимоотношений с людьми.
  • Побои, физические наказания, да ещё с угрозами сдать в полицию — ожесточат, озлобят детей, они будут жить в полной уверенности, что порочны.
  • Разделите ответственность, покажите, что вас его поступок огорчает, но в то же время дайте понять, что не бросите в беде. Лучшее лекарство — разговор по душам, обсуждение ваших чувств.
  • Доберитесь до сути, выясните настоящие причины происходящего. За произошедшим может скрываться серьезная проблема.
  • Не приказывайте, ищите выход вместе. Конечно, украденное необходимо вернуть. Но отпрыск может рассчитывать на вашу поддержку. Отнесите вещь вместе, в крайнем случае подложите её незаметно владельцу.
  • Искушение. Не храните деньги на видных местах. Научите правильно распоряжаться собственными средствами.
  • Похвала за честность. Ребёнок принёс потерянную игрушку — поищите владельца. Расскажите, как будет рад малыш, что её вернули. Дайте понять, что именно такой реакции вы и ожидали, никакой другой быть не могло.

Не наказывайте вора

Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.

Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.

На месте преступления

Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это. Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»

От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.

В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.

Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.

Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.

За давностью лет

Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.

Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину. Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом».

Как отучить от пагубной привычки?

Основные рекомендации:

  1. Проблему важно решать комплексно, в случае необходимости , подключать психолога. Необходимо выяснить причины воровства и работать с ними.
  2. На каждую причину нужно найти конструктивное решение. Если ребенку не хватает карманных денег, обсудить с ним варианты. Если в семье откровенная нехватка финансовых средств, спокойно, без истерик и агрессии объяснить ему сложившуюся ситуацию. При этом, если ребенка все это время отстраняли от ответственности и взаимоотношений с деньгами, он может не понять объяснений родителя, ведь деньги для него особой ценности не получили.
  3. Если ребенка слишком сильно опекали, от этого необходимо отступать. Постепенно расширяйте зону его ответственности, давайте больше поручений. Если ребенок достаточно взрослый и давно хочет домашнее животное, заведите его, но обозначьте, что основной уход за ним лежит на ребенке.
  4. Не оставляйте деньги открыто, если ребенка уже замечали на воровстве. Не усиливайте соблазн взять.

Мотивы «преступления»

Кто в первую очередь прививает малышу понимание того, что чужое брать нельзя? Родители. Именно они закладывают в него систему ценностей. Затем «воспитателем» становится и общество.

Если папа и мама не интересуются тем, чем и как живет их чадо, он может попасть в дурную компанию и совершить ряд проступков.

В первую очередь убедитесь, что кражу совершил именно ваш отпрыск. Если вы кинетесь с разборками к невиновному, доверие может быть потеряно навсегда. После стопроцентной уверенности родителей посещают ряд вопросов: Почему? Чего ему не хватает? Причин может быть несколько.

1. Плата за признание

Чтобы завоевать авторитет среди ровесников, подросток «покупает» их дружбу. Он просит у родителей деньги на свои расходы, а сам водит приятелей в кино или в кафе. Когда домочадцы перестают «спонсировать» ребенка, он начинает воровать из семейного бюджета, чтобы не выглядеть бедным в глазах сверстников.

Иногда над подростком издеваются в классе. Ребенок не видит другого выхода, как «купить» расположение своих обидчиков. В данном случае наказание родителей за плохой поступок для него менее значимо, чем ситуация в классе.

Неоднократные случаи вымогательства денег старшеклассниками. Ребенок стесняется сказать об этом папе и маме и просто совершает кражу.

Объясните подростку, что авторитет и уважение – это не то, что можно приобрести за деньги. Познакомьтесь с его друзьями. Если того требует ситуация, поменяйте школу.

2. На поводу у зависти

Многим современным детям трудно смириться с тем, что родители не могут приобрести для них какую-нибудь дорогую вещь. Им не дает покоя мысль: « Телефон такой модели есть у Кирилла и Насти, а почему у меня нет? Я тоже хочу!»

Чувство зависти свойственно каждому человеку. Только взрослый в этой ситуации может себя контролировать, а ребенок – не всегда. В этом случае он совершает кражу.

Необходимо поговорить с подростком о том, какой должна быть реакция на хвастовство, и как с достоинством «отразить удар» насмешников. А  родитель пусть подумает: если эта вещь так значима для него, возможно, нужно ее приобрести?

Не надо баловать малыша и покупать то, в чем нет необходимости. Но если в классе у всех есть смартфоны, то его можно приобрести. Плохо, если ребенок будет ощущать свою ущербность. Помогите ему этого избежать. Научите его осознавать ценность труда. Пусть он помоет посуду, приготовит себе ужин, пока вы зарабатываете на так необходимую ему вещь.

3. Завуалированная просьба

Ребенок ворует, чтобы привлечь к себе внимание домочадцев. Его проступок  —  это призыв о помощи: « Мне не хватает вашего внимания!». В данной ситуации поможет доверительная беседа. Станьте для своего ребенка другом, и из-за чувства стыда он не совершит больше кражи.

4. Легкая «добыча»

Некоторые родители дают детям деньги по первой их просьбе, считая это заботой. По этой причине подросток не будет осознавать  ценность труда. Зачем прикладывать усилия, если все дадут и так?

Если выплаты прекращаются, возникает недоумение: почему перестали давать? Тогда ребенок идет на воровство. Если беседа не поможет, можно урезать количество выдаваемых денег и предоставить для этого определенный график.

Пусть в свободное от учебы время подросток попробует подзарабатывать сам. Это поможет ему осознать ценность денег.

5. Жажда мщения

Некоторые дети, завидуя в чем-то своим ровесником, воруют у них из чувства мести. Предметы могут не иметь материальной ценности. Это трофеи как подтверждение собственной значимости, потому что подросток не имеет признания среди сверстников.

Родители такого ребенка должны его хвалить за любой хороший поступок. Ему очень не хватает поощрения и поддержки. Ни в коем случае не оценивайте деньгами результаты его учебной деятельности. Ему нужны не они, а уверенность в себе и душевная близость с близкими людьми.

6. Спонтанное желание

Родители оставляют крупную сумму денег на видном месте. Малыш не может справиться с соблазном и не взять несколько купюр: никто не заметит, ведь их тут так много!

Родители заметили пропажу, но подростку признаться в воровстве очень страшно и стыдно. Он может и сам не понимать того, зачем он это сделал.

Но если подобные проступки входят в систему, понадобится помощь специалиста.

Источники

  • https://gabysheva.ru/deti/rebenok-ukral-dengi.html
  • https://FB.ru/post/teenagers/2018/5/21/26425
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/rebenok-voruet-dengi-u-roditeley-sovetyi-psihologa.html
  • https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/chto-delat-esli-rebenok-voruet-dengi-u-roditeley-sovetyi-psihologa.html
  • https://otnoshenij.net/chto-delat-esli-vash-rebyonok-voruet-dengi-sovety-semeynogo-psihologa
  • https://mma-spb.ru/psihologiya/chto-delat-esli-rebenok-voruet-dengi-u-roditelej-sovety-psihologa
  • https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_voruet_dengi_u_roditelej.html
  • https://o-krohe.ru/psihologiya/rebenok-voruet-dengi/
  • https://ProPanika.ru/psihologiya/rebenok-voruet-dengi-u-roditelej-sovety-psihologa-chto-delat/
  • https://motivacii-net.ru/pochemu-deti-vorujut-dengi-u-roditelej-detskaja-psihologija/
  • https://superwoomen.ru/semya-i-deti/chto-nuzhno-delat-esli-rebenok-9-let-voruet-dengi-sovety-specialista.html

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию