Методика Марии Монтессори для детей: суть метода и принципы

Содержание

Принципы адаптация ребёнка к жизни

Начнём с фундаментальной для системы темы. Научная педагогика рассматривает воспитание как организованный взрослым процесс адаптации ребёнка к человеческой культуре.

Одни философские учения о воспитании основаны на том, что всё заложено в генах, с которыми по большому счёту ничего нельзя поделать. Другие утверждают, что ребёнок — чистый лист, на котором взрослый пишет, что ему вздумается. Эти противоположности объединяет одно: они отказывают маленькому человеку в важности личных усилий.

Ошибочно рассматривать процесс взросления как нечто, случающееся по вине неподвластных внешних или внутренних причин. Истина лежит не между этими крайностями, а в совершенно иной плоскости.

Только сам ребёнок может построить свою личность, и только взрослый может дать всё, что нужно для этого строительства.

Животные приспосабливаются через процессы естественного отбора. Чем меньше индивидуальные качества организма полезны в условиях окружающей среды, тем больше вероятность, что он не оставит похожего на себя потомства. Развитие зависит непосредственно от среды, а не от влияния других представителей вида.

Забота и обучение потомства у животных со сложным поведением достаточно важны. Но всё-таки щенок вырастает более-менее собакой. Даже если его с детства воспитывают люди, или он выживает с раннего возраста в одиночку.

Сильная сторона биологической адаптации в том, что такой способ взросления сложно сломать. А слабая в том, что жёсткая программа подходит для очень ограниченного спектра условий.

Принципы адаптации ребёнка
Принципы адаптации человека устроены иначе. Малыш рождается предельно незрелым и берёт необходимое для взросления не из жёсткой программы инстинкта, а от других людей вокруг него. Дети разных исторических периодов и культур не сильно отличаются друг от друга. Но достигнув взрослости, каждый из них становится человеком своего времени и места.

Мы говорим на разных языках, имеем разные привычки, выносливы и чувствительны к разным вещам. Ни один вид на Земле не способен жить в таких разных условиях, питаться такой разной пищей, так по-разному выживать во всех климатических зонах планеты и даже за её пределами.

Ребёнок признаётся главным действующим лицом собственного развития, а взрослый — главным условием этого развития, образцом культуры, конструктором пространства взросления. Поскольку он способен осознанно и творчески изменять и себя, и мир вокруг, он способен оказать огромное влияние на то, каким создаст себя ребёнок.

принципы методики Монтессори

Эти принципы определяют суть методики Монтессори:

  1. Наблюдение за ребёнком позволяет почерпнуть из его поведения и интереса информацию о том, чем ему лучше помочь.
  2. Врождённым является не результат-инстинкт, а интерес к культуре и развитию, названный человеческими тенденциями.
  3. Понятие сензитивных периодов как механизма адаптации.
  4. Отличие человека в раннем детстве, которое получило название впитывающего разума.
  5. Важность самостоятельности и собственной активности как необходимом условии развития.

Метод детально отвечает на вопрос, что именно может предложить взрослый ребёнку с учётом возраста и индивидуальности. Такие условия развития позволяют наилучшим образом адаптироваться к своей культуре. А повзрослев, внести собственный вклад в развитие человечества.

Для кого подходит система Монтессори?

Будет интересна для родителей, которым важен индивидуальный подход к ребенку, и не будет интересна для тех, кто подавляет ребенка своим авторитетом, ограничивая его свободу.

Творческие дети могут скучать в Монтессори-группах. Из-за отсутствия активных занятий трудно может быть и подвижным детям. Т. к. группы разновозрастные и дети мало общаются между собой, тяжело будет влиться в процесс обучения стеснительным детям.

Здесь отрицаются любые виды принуждения. Ребёнок занимается так, как хочется и нравится ему. Это касается предмета, который он учит, формы одежды, положения тела в пространстве и всего остального без исключения. Большую часть времени дети проводят как раз за этими свободными занятиями. Разумеется, учебу никто не отменял, однако преподнесение материала в образовательных заведениях Монтессори, значительно отличаются от привычных нам способов. В садике, главная задача воспитателей — не выдать программу, предписанную руководством, а построить образовательный процесс так, чтобы у детей появилась мотивация учиться и познавать новое даже вне стен детского сада. Примечательно, что если удалось сформировать такое стремление учиться ещё в раннем возрасте, то оно останется с человеком до конца его жизни, ведь привычки, формирующиеся в раннем детстве, самые сильные.

Работа по методике Монтессори — это далеко не просто игра, как может показаться на первый взгляд. Это тяжёлая работа как для ребёнка, так и для родителей. Известно, что у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Система Монтессори позволяет сделать упор на развитие сильных сторон, что, в свою очередь, поднимает самооценку ребёнка, когда он осознаёт собственный успех. После этого постепенно вводятся занятия, которые начнут развивать те области, в которых ребёнок не силён.

Цели занятий по методу Монтессори по возрастам

Подход обеспечивает обучение детей от рождения до средней школы, при этом фокус внимания, а значит и приёмы, используемые в Монтессори среде, зависят от возраста ребенка. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой сформулированы основные цели Монтессори обучения детей на разных возрастных этапах.

Возраст ребенка

Цели Монтессори обучения

Основные приемы и форматы

От рождения до трёх лет

  • Укрепление доверия к миру и базовой уверенности в себе,

  • развитие координации и мелкой моторики,

  • развитие речи,

  • достижение независимости за счёт освоения простых бытовых действий

  • Освоение бытовых навыков (поддержание чистоты, уход за собой и своей одеждой и т.д.)

  • Развитие крупной моторики (гимнастика, ходьба и бег, преодоление препятствий),

  • Развитие мелкой моторики (хватание предметов, перенос вещей, использование простых инструментов и столовых приборов),

  • Развитие памяти, внимания и мышление на основе опыта взаимодействия с окружающей средой,

  • Развитие речи (освоение отдельных звуков, называние предметов, использование различных частей речи)

От трёх до шести лет

  • Развитие самостоятельности и различных форм саморегуляции,

  • социальное развитие через общение со сверстниками и старшими,

  • совершенствование сенсорного восприятие,

  • заложение принципов научного мышления,

  • знакомство со счетом и освоение грамоты,

  • творческое развитие и самовыражение

  • Продолжение развития бытовых навыков (сервировка стола, одевание, уборка, освоение правил этикета),

  • Активное сенсорное развитие (освоение предметов с разными текстурами, цветами, формами, запахами и т.д., их сравнение и классификация),

  • Развитие грамотной речи, освоение письма и чтения с помощью специальных дидактических материалов по методу Монтессори,

  • Знакомство с миром цифр, освоение счёта и практическое изучение понятия числа

От шести до двенадцати лет

  • Интеллектуальное развитие и приобретение углубленных знаний о мире,

  • Развитие уверенности в себе, независимости и воображения,

  • Изучение социального устройства мира, понимание роли личности в сообществе

Комплексное изучение опыта, накопленного человечеством и более специализированные занятия, посвященные изучению вселенной, живой природы, человечества, языка и мира точных наук

От двенадцати до пятнадцати лет

  • Изучение экономических взаимосвязей на практике,

  • Осознание своей роли в различных группах и сообществах,

  • Практическое применение научных знаний,

  • Развитие способности к самовыражению

К сожалению, методика не была разработана самой Марией Монтессори, однако, последователи подхода активно используют групповую работу, научные дискуссии, индивидуальные образовательные планы и практическую работу для личностного и профессионального становления подростков

Даже из данной таблицы видно, что развитие гармоничной личности непременно должно начинаться в самом раннем возрасте, именно поэтому методики обучения Монтессори применяются в первую очередь в дошкольных учреждениях, ведь в дальнейшем Монтессори выпускники гораздо более адаптивны и достигают лучших результатов в школах самых разных подходов.

Цели занятий по методу Монтессори по возрастам

Прежде всего, суть методики Монтессори для детей всех возрастов — это воспитание с опорой на индивидуальные сильные стороны и интересы каждого ребенка. Монтессори-образование побуждает детей исследовать мир вокруг и самостоятельно найти своё место в этом мире.

Читайте также:  Сколько должен съедать новорожденный за одно кормление: сколько молока нужно ребенку за 1 кормление

Суть человеческих тенденций в Монтессори

Установившееся в русском языке название этого понятия не совсем точно. Английское tendency обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.

Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:

  • ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
  • имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
  • почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
  • обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.

Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.

В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования. Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается. Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.
Суть человеческих тенденций в Монтессори

Методика Монтессори использует столетний опыт практики своих принципов и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка. Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка. Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников ( Русская школа, 1915 ).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу ( М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

11. О принципах моей школы. Учительская газета (1992. — 4 августа).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ

  • 1 – 2 года
  • 2 – 3 года
  • 3 – 4 года
  • 4 – 5 лет
  • 5 – 6 лет
  • 6 – 7 лет

Недостатки системы Монтессори

гиперактивный ребенок

Методика Монтессори не готова принять детей с гиперактивностью: им будет слишком трудно соблюдать тишину, не мешать другим малышам и спокойно заниматься. Разновозрастные группы не всегда хорошо функционируют, часто дети не могут найти общие интересы, сильные обижают слабых. В методике Монтессори отсутствует сюжетно-ролевая игра, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Кроме того, в ней практически не предполагает творчества – можно лишь познавать то, что есть, а не создавать новое.

Понятие впитывающего разума

В первые шесть лет жизни человек обладает рядом особенностей, чтобы не сказать — сверхспособностей. Он может вбирать огромное количество информации о культуре, человеческих взаимоотношениях и качествах, и буквально делает ранний опыт частью своего мозга.

понятие впитывающего разума

Благодаря впитывающему разуму:

  • ребёнок закладывает основы собственной личности;
  • выучивает один или несколько языков любой сложности;
  • овладевает собственным телом, превращаясь в умелого и ловкого деятеля.

Но у такого сверхинтесивного приобретения и сохранения навыков есть слабая сторона. То, что в раннем детстве любой повторяющийся опыт с такой лёгкостью впечатывается в мозг, делает невозможным его систематизацию, анализ, вычленение существенного и случайного, общего и частного. Для этого хорош взрослый способ приобретения опыта и навыков. 

Опыт раннего возраста нуждается в логичности, систематизированности, свободе от лишнего стресса и других помех. Воспитание по Марии Монтессори готовит взрослого к тому, как сделать обстановку вокруг ребёнка такой, чтобы впитывание всего и сразу было удобным и полезным.

Области практического применения методики Монтессори

Сама Мария считала, что начинать развитие по данной методике следует еще до появления малыша на свет. Многие родители, твердо решившие следовать данной методике, создают в доме среду для развития малыша.

В ранний период развития ребенок и мать тесно связаны и интерес к окружающему миру у малыша слишком мал, но к приближению трехмесячного возраста его интерес возрастает. Именно в этот период многие родители начинают посещать Нидо-группы, что означает «Гнездышко».

Нидо-группа

Группа для развития детей от трех месяцев до момента уверенной ходьбы. В данной группе мать и дитя располагаются в специально подготовленной и комфортной зоне, где педагоги помогают родителям лучше понять своего ребенка, обустроить развивающую среду дома, правильно ввести прикорм и многое другое. Дети учатся контролировать свои движения, развивают крупную и мелкую моторику. Пройдя обучение в данной группе, дети переходят в следующую группу – Тоддлер-группу.Методика Монтессори принципы.jpg

Тоддлер-группа

Данная группа развития представлена классом для адаптации детей к детскому саду. Посещение такой группы позволяет малышу обрести опыт общения с другими взрослыми и детьми, приобрести первичные навыки самостоятельности и самообслуживания, а так же позволяет ознакомиться с предметами обихода.

Родители сами решают, как посещать данную группу: ежедневно, по нескольку часов в день или же несколько раз в неделю. Так же данная методика применяется для индивидуальных, групповых и общих занятий в детских садах.

В индивидуальных занятиях воспитатель передает свои знания лишь одному ребенку, помогая ему освоить дидактические материалы. Такие занятия проводятся до тех пор, пока ребенок не научится понимать устройство данных пособий. Затем такого ребенка привлекают в групповые занятия.

Методика Монтессори суть и принципы.jpg

Групповые занятия проводятся для детей приблизительно одного уровня развития. Направление занятий остается прежним — развитие способности работать с дидактическим материалом и ориентация в нем, но уже группой.

Общие занятия проводятся со всей группой детей и непродолжительное время. После получения информации дети сами решают, чем заняться: продолжить изучать дидактический материал или же найти занятие более привлекательное.

Сензитивные периоды

Если человеческие тенденции присущи человеку в любом возрасте, то сензитивные периоды — временны. Мария Монтессори писала о них так: «Речь идёт об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ. Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребёнок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает».

У сензитивного периода две стороны:

  • Внутренняя проявляется в жизненном импульсе к какой-либо деятельности.
  • Внешняя — это наблюдаемый интерес к действиям и занятиям, к получению опыта определенного рода: повторение, концентрация, и явное удовлетворение от работы вместо утомленности.

Родителям и педагогам важно знать виды сензитивных периодов и примерные сроки их наступления. Также, необходимо уметь распознавать моменты, когда ребёнок охвачен страстью и следует путём развития в собственном темпе. Монтессори готовит во взрослых деликатных помощников, способных вовремя предоставить необходимое и вовремя отстраниться, позволяя ребёнку действовать самостоятельно. Это развивает новые качества ребёнка и умение действовать вдумчиво и сосредоченно, формирует понимание себя как успешного человека.

Сензитивный период подобен лучу софита, приковывающему внимание зрителя и освещающему до мельчайших подробностей самое важное в этот момент спектакля.

Но представление идёт своим чередом, и тот, кто отвлёкся и не смотрел на сцену, пропустит что-то важное. Сензитивные периоды со временем угасают, даже если обеспечиваемые ими задачи развития не были решены.

Читайте также:  Почему дети от 0 до 3 месяцев плохо спят: обзор основных причин

Неблагополучное прохождение сензитивных периодов не всегда даёт очевидную деформацию психической жизни. Но сильно сказывается на дальнейших возможностях и качестве взросления, и взрослому важно предотвратить такое развитие событий. В отношении некоторых фундаментальных вещей упущенное время может быть драматическим. Опыт детей-маугли показывает, что человек не способен полноценно овладеть речью после того, как сензитивный период развития речи завершён.

Монтессори предлагает следование за ребёнком как универсальный способ индивидуализации личной образовательной траектории. Если мы позволяем ему самому выбирать, как долго и чем именно он будет заниматься в подготовленной среде, то он будет учиться всему в самый подходящий для себя момент. И доводить решение каждой задачи до конца, не оставляя непроработанных моментов.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

  1. Детей учит то, что их окружает.

  2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

  3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

  4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

  5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.

  6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

  7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

  8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

  9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

  11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

  13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

  18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Принципы уважения, наблюдения и самостоятельности в Монтессори

Парадокс развития состоит в том, что ребёнок учится быть самостоятельным, ответственным, уважающим себя, эффективным в общении и многому другому. Но он не способен обойтись без посторонней помощи. У него недостаточно возможностей принять на себя всю полноту ответственности. Он не умеет общаться и даже не владеет речью для общения. Да и этого самого себя, которого нужно уважать, у малыша пока нет.

Дать ребёнку ровно столько, сколько он способен взять — сложнейшее искусство и большой труд. Сделать за ребёнка поначалу проще, ведь он сам не скажет: «Помоги мне сделать это самому». Но нуждается в этом больше всего на свете.

Монтессори вверяет маленькому человеку право индивиуализировать свой путь развития. Корректная степень делегируемой ответственности выделяется взрослым на основе постоянного наблюдения за ребёнком, который своим поведением и интересом показывает нам, чем живёт его самосозидание сейчас.

Если дать детям раннего возраста тяжёлые низенькие детский стульчик и столик, подходящие крошечные посуду и столовые приборы, то они до года научатся есть сами. А в добавок — накладывать себе еду и садиться самостоятельно за стол до того, как научится ходить. Если дать салфетку с подсказками, куда и что расставить, то они смогут накрывать на стол. Если соорудить удобную детскую подставку-лесенку, малыши смогут участвовать в приготовлении пищи. Это развивает их функциональную независимость и позволяет учиться всему гораздо раньше.

Аналогичным образом специально подготовленные материалы школьного класса позволяют ребёнку самостоятельно учиться. Это позволяет ему тратить на каждое упражнение столько времени, сколько нужно именно ему, чтобы полностью усвоить урок. Ребёнок приступает к работе с каждым материалом тогда, когда наилучшим образом готов. Дидактические материалы сконструированы по определённым принципам, которые облегчают возможность ребёнку совершить самостоятельно маленькое открытие и самому научить себя чему-то.

Полезно, когда ребёнок делает всё, что он уже может, так рано, как это возможно. И это не про раннее развитие, а про своевременность. Иногда для этого нужно просто позволить ему действовать, но чаще нужно адаптировать к возможностям и самим размерам ребёнка его ближайшее окружение: домашнюю обстановку и дидактические материалы в классе.

Развивающая среда

Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

Детский сад

При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

Ролевые игры

Дети должны получить возможность свободно пользоваться водой. Самостоятельно набирать воду в стаканчик, для рисования. Наполнять лейку, чтобы полить цветы. Мыть после завершения занятий подсобные материалы: игрушки, мячики, кубики. Для этого в помещении должны быть размещены раковины на доступной для несмышленыша высоте.

Фильм о Марии Монтессори

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

Мария Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

  • ребенок
  • среда
  • воспитатель

Метод Монтессори

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Читайте также:  Почему у ребенка текут слюни

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.

Суть свободы и ответственности

Не менее, чем предоставить свободу, важно, чтобы она была посильной. Свобода выбора есть у того, кто знает, из чего он выбирает. Чтобы обладать таким знанием, нужен жизненный опыт.

Монтессори-воспитание — это создание для ребёнка таких условий, где он может:

  • исследовать,
  • экспериментировать,
  • совершать ошибки,
  • замечать их,
  • самостоятельно исправлять.

Это позволяет выстроить собственное поведение с опорой на честную обратную связь от среды. Среда сообщает, например, что вода из опрокинутого стакана разольётся, а небрежно проведённая линия неточно повторит обводимую фигуру из рамок и вкладышей.

Кроме того, среда помогает разобраться в том, какое поведение приводит к каким последствиям, и как лучше действовать, чтобы получить результат. Опыт исправления ошибок учит относиться к ним как к части обучения и тому, что ребёнок способен сам решать возникающие проблемы.

суть методики Монтессори

Всё сказанное касается не только манипуляций с неодушевленными объектами, но и взаимодействия с другими людьми. В семье и разновозрастных классах дети учатся помогать и принимать заботу, сотрудничать и работать самостоятельно.

В результате ребёнок начинает выбирать сам и осознанно правильное поведение, с пониманием пользы, которую это моральное поведение приносит ему самому. В этом случае мотивация совершения поступков становится внутренней, а не ориентированной на внешний страх наказания или похвалу.

Монтессори-дети живут для себя, учатся и развиваются для себя, и делают всё это вместе с другими или рядом с другими — тоже в своё удовольствие и учатся тому, как сделать это ко всеобщему благу.

Посильная ответственность учит быть ответственным, опыт решения проблем — решать проблемы, позитивный опыт взаимодействия с другими учит умению жить и добиваться своих целей сообща.

Самые главные принципы методики

Каждый ребенок на подсознательном уровне знает, что ему требуется для развития. Родитель или же воспитатель должен лишь обеспечить нужную среду для саморазвития ребенка.

Из всего сказанного Мария выделила основные процессы:

  1. Ребенок должен находиться в центре;
  2. Вокруг него должна быть подготовленная среда;
  3. Место рядом с ребенком должен занять воспитатель или родитель.

Все это позволит достигнуть и понять следующие принципы воспитания:

  • Индивидуальность. Этот принцип помогает педагогу оказать помощь в открытии потенциала обучаемого, путем саморазвития.
  • Самокоррекция. Педагог должен помочь ребенку увидеть совершенные ошибки и исправить их.
  • Личное пространство. Малыш должен уметь понять, что каждый имеет определенное место в обществе, что позволяет развить умение поддержать порядок и чистоту.
  • Социальное взаимодействие. Ребенок должен быть определен в общество детей разных возрастных категорий, где каждый помогает и поддерживает друг друга, что развивает способность позаботиться о близких.
  • Жизненный опыт. Ребенок должен быть вовлечен в домашние или иные дела и принимать в них активное участие, что помогает ребенку набираться жизненного опыта.

Разделение развивающей среды на зоны

Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

Практическая или бытовая зона

Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам. Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол. С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

Обучение русскому языку

В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

Сенсорная

Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:

  • шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, таблички с шероховатой поверхностью, предметы для ощупывания: мячик, кубик, доска. Главное, чтобы поверхность не была одинаково гладкой;
  • таблички, коробочки, разные по цвету и весу — научат различать цвет и вес;
  • мешочки с запахами, баночки с разными вкусами — развивается обоняние, осязание;
  • чтобы научиться видеть температурные различия используют специальные сосуды с теплой поверхностью;  Развивающие игры
  • звуковые игрушки, звенящие шарики — развивают слух;
  • хорошо помогают крохам понять формы предметов, различать их по размерам — игрушки, разных форм, размеров, цилиндрические вкладыши, используемые в блоках.

Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

Языковая

Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

Рамки и вкладыши

Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

Математическая

Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

Малыш играет с прищепками

Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

Зона космоса

Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

Место для активных занятий

Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

Игрушки Монтессори

Источники

  • https://mchildren.ru/metod-montessori-sut-i-prinzip/
  • https://kidsmi.ru/metodika-rannego-razvitiya-montessori/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/metodika-montessori.html
  • https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5556
  • https://academy-of-curiosity.ru/organizatsiya-zanyatij-s-detmi/metodika-marii-montessori/
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/metodika-marii-montessori
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/metodiki/metodika-montessori-sut-i-printsipyi.html
  • https://www.pravmir.ru/metodika-marii-montessori/
  • https://pups.su/vospitanie/montessori.html
  • https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-marii-montessori.html

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию