Как отучить ребенка материться — что делать родителям

Содержание

Что такое мат?

В современном обществе употребление матерных слов расценивается как мелкое хулиганство, однако это не снижает частоты употребления этих слов.

Известно, что мат употребляли еще в Древней Руси. Первоначально эти слова имели сакральное значение.

Другие причины брани

Не всегда дети начинают материться в силу возраста – есть и более глубинные психологические причины.

  • Неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Здесь ругательства воспринимаются ребенком как способ самоутверждения, повышения своего авторитета среди окружающих.
  • Если ребенок робок и застенчив, нецензурная брань может выглядеть для него способом борьбы со страхом перед трудностями, возможностью доказать свою самостоятельность и могущество.
  • Ребенок не умеет адекватно выражать сильные отрицательные эмоции (гнев, обиду, злость, сильное разочарование). Ругань помогает получить психологическую разрядку в таких случаях.
  • Малыш просто копирует лексику родителей. Если дома взрослые не «фильтруют» свою речь, ребенок имеет перед собой именно такой ее образец. Даже случайно брошенная нецензурная фраза в семье, где «никогда ничего такого», будет услышана и моментально вписана в детский активный словарь. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» – об этом всегда нужно помнить.

Не оставляйте детский мат без внимания. Игнорирование приведет к тому, что ребенок решит: сквернословие ему дозволено, плохого в этом нет. И перестанет стесняться в выражениях вообще, совершенствуя свой навык.

Взрослый зажимает рот девочке

Видео: советы семейного психолога Ольги Коноваловой

В дошкольном возрасте малыш словно пробует на вкус новые слова. Не нужно его за это ругать, особенно если родители сами допускают бранные слова. Недопустимо смеяться в ответ на мат из уст ребёнка — он будет стараться и в дальнейшем развеселить близких. В подростковом возрасте брань — атрибут взрослой жизни, снятия запретов, проявление бунта, подростковой субкультуры. Задача взрослых — объяснить, что это не так.

Откуда дети берут ругательства?

Источником, откуда ребенок берет «бранные» слова, могут стать не только неблагополучные отношения в семье, но также соседи, интернет, телевидение, друзья и т.д.

Дети любого возраста употребляют нецензурные слова в разных ситуациях и по-разному:

  • малыши двух-трех лет подхватывает «брань» часто неосознанно, услышав ее где-то случайно и даже не зная смысла;
  • дети пяти лет уже более хитрые и коварные: они знают, что это плохо и чаще ругаются уже с определенной целью – обратить на себя внимание родителей или других взрослых любым способом, даже не очень приятным;
  • более старшие дети (5-10 лет) употребляют мат для протеста, демонстрируя таким образом свою независимость от деспотизма или дисциплинарных требований старших;
  • подростки же применяют нецензурную лексику для собственного самоутверждения среди своих одноклассников, набирая авторитет.

Дошкольник ругается матом: что делать

Чем старше становится ребенок, тем сложнее отучить его от привычки ругаться плохими словами. Он начинает понимать смысл этих слов, вставляет их в нужном месте, с нужной интонацией и уже точно знает, что это плохо. Теперь не только семья формирует его словарный запас. Его границы общения расширяются, он идет в сад.

Поговорите с ребенком, объясните ему, что такие слова недопустимы. И попробуйте понять для чего ребенок их использует? Может быть он пытается подражать старшим, может быть ему хочется больше внимания и таким образом он его к себе привлекает. Девочкам можно привести в пример принцесс, мальчикам супер — героев. Наверняка у вашего ребенка есть любимый герой мультфильма или кино. И ведь ни один из этих персонажей не говорит плохих слов.

И всё так же помним, ругать и наказывать за плохие слова бессмысленно. Это не приведет к тому, что ребенок их забудет и перестанет употреблять. Он просто будет говорить их там, где вы не услышите. О вреде наказаний можно прочитать в моей статье «Как наказать ребенка».

ребенок не виноват

Чего нельзя делать родителям?

  • Использовать жёсткие запреты и грубость в ответ;

Нельзя затыкать ребёнка: «Да как ты смеешь!», «Чтобы я больше такого не слышала!» и т. д. Авторитет свой этим вы не поднимете, а вот страх у малыша может закрепиться, особенно, если матерные слова он произнёс неосознанно.

  • Применять физические наказания (в том числе, шлёпанье по губам): они могут привести к появлению различных комплексов у ребёнка, вплоть до заикания;
  • Ругать малыша за мат, говоря, что детям плохие слова употреблять нельзя, но продолжая использовать их в собственном («взрослом») лексиконе;

Ребёнок в таком случае делает вывод, что нецензурные выражения – это признак взрослости, надо говорить их чаще – тогда быстрее можно вырасти.

  • Реагировать смехом. Это верный признак того, что вы поощряете поведение малыша и, скорее всего, ему вновь захочется вас повеселить;
  • Критиковать детей, в присутствии других людей. Публичное осуждение всегда вызывает множество негативных эмоций, не принося нужного эффекта.

Как решить проблему матерных выражений у подростков

Воспитание подростков самое сложное из периодов, как для самих детей, так и для их родителей. Но если проблему не взять под контроль результаты могут быть самыми не предсказуемые. Что в подобных случаях советуют специалисты:

  • Помощь в организации своего ребенка условий досуга, куда бы можно было привести и других подростков.
  • Ненавязчиво интересоваться кругом интересов подростка.
  • Дать возможность подростку выплеснуть энергию в спортивных соревнованиях, играх типа «Зарница».
  • Образование молодежных коллективов по интересам.

Чем меньше ситуаций, где имеется агрессия, несправедливое отношение к подросткам тем лучше. Нравится им громкая музыка: пусть слушают, вспомните себя, хочется пикника на даче, да почему нет, главное ненавязчивый контроль в виде организации досуга. Если подросток пробует себя проявить в чем-то, ненужно сдерживать, требуется поправить и подсказать в такой форме, чтобы ребенок без спора осознал ход размышления взрослых, понимая нужность действий. Если ребенок в споре доказывает свою правоту, это не говорит, что он не прав, это просто другая точка зрения, которую должны уважать и родители, и другие взрослые.

Изначально разъясняя ребенку, что выражение матом не признак превосходства или крутизны, в дальнейшем сделает свое дело. На вопросы: «почему им можно, а мне нет», просто требуется объяснить, что жить своим умом, а не как все, действительно круто.

Видео: рекомендации психолога Татьяны Уховой

Если в семье мат — не естественное изъяснение мыслей, то это не закрепится и у ребёнка. Но иногда употребление бранных слов является сигналом нехватки родительского внимания. Если же взрослые сами употребляют такие слова, то ругать за это ребёнка — просто ханжество.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.
Читайте также:  Как правильно мыть руки

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Причины употребления нецензурной лексики детьми

Если ваш ребенок стал употреблять крепкие выражения, стоит задуматься о причинах такого поведения.

  1. Подражание. Дети – это зеркало окружающей действительности. Малыш развивается, учится взаимодействовать с миром и делает это самым простым для себя способом – копирует поведение других. Прежде всего копироваться будет поведение ближайшего окружения. Соответственно, если дома кто-то употребляет нецензурную лексику, будьте готовы услышать подобное и от ребенка. И речь идет не только о неблагополучных семьях. Вполне интеллигентные семьи тоже нередко используют ругательства в повседневной жизни, часто не замечая этого или говоря слова шепотом. Мат – это своего рода эмоциональный выплеск негативной энергии. Поэтому взрослые люди частенько употребляют подобные слова в периоды разочарования, досады и от невозможности что-то изменить. Взрослые могут думать, что ребенок этого не замечает. А ребенок учится у родителей реагировать на сложную ситуацию. Такая форма поведения преимущественно характерна для дошкольного возраста.  причины употребления нецензурной лексики детьми
  2. Вербальная самозащита. Если ребенку запрещают выплескивать негативные эмоции и не предоставляют безопасную альтернативу (порвать бумагу, побить боксерскую грушу), он может начать ругаться, давая выход своему раздражению и агрессии. Эта тактика встречается как у дошкольников, так и у подростков.
  3. Привлечение внимания. Дети начинают активно материться для привлечения внимания к себе и своим проблемам. Обычно родитель в этом случае ругает ребенка, но обращает-таки на него внимание. Цель достигнута. Чаще всего так повлиять на родителей пытаются подростки.
  4. Самоутверждение. Это явление особенно популярно в подростковой среде, когда нецензурные выражения делают ребенка своим среди таких же подростков. Это своеобразный пропуск в компанию. Очень часто родители таких подростков могут даже не замечать, что ребенок матерится, ведь дома он совершенно не употребляет такие словоформы. В компании, используя ругательства, ребенок будто бы становится взрослым и перестает быть маменькиным сынком.причины употребления нецензурной лексики детьми

По данным фонда «Социум», лишь 52% учащихся среднего и старшего звена относятся к мату отрицательно. Остальные же или спокойно реагируют на нецензурную лексику, или сами ее употребляют.

Как родителям отучить ребёнка от пагубной привычки

Родители, услышавшие матерные слова от своего чада, часто не знают, как правильно себя вести. Решать эту проблему нужно деликатно, чтобы не усугубить её и не спровоцировать отчуждения между собой и ребёнком.

Действенные методы в зависимости от возраста

Прежде всего родители сами должны контролировать себя — не допускать в речи матерных слов. Если же взрослые продолжают активно ругаться, но от ребёнка требуют только правильной речи, то это просто ханжество, сын или дочь прекрасно понимает такое лицемерие.

Далее нужно исходить из возраста ребёнка и причины, по которой он нецензурно выражается.

2–4 года

Если просто запрещать крохе ругаться, говорить, как это некрасиво, такие меры вызовут лишь повышенный интерес к плохим словам. Здесь нужна другая тактика — акцент лучше перенести на кого-то другого: «Ой, слышишь, как тот мальчик ругается! Как же за него стыдно маме!». Дело в том, что малышам данного возраста легче анализировать чужое поведение, внешние примеры.

4–5 лет

С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует следующие доводы и приёмы:

  1. Нецензурная лексика неприемлема для культурного человека, употребляется лишь в определённых кругах — в тюрьме, у бандитов, пьяниц, наркоманов и пр.
  2. Слова-паразиты делают нашу речь некрасивой, обижают других людей («ведь ты обидишься, если тебя ударят, так же обижаются и на плохие слова»).

    С четырёх лет с малышом уже можно проводить разъяснительные беседы о пагубности матерных слов.Мама с ребёнком смотрят друг на друга

  3. Нецензурные слова можно сравнить с дурной привычкой (ковыряться в носу, показывать язык). «Мама хочет гордиться своим сыном (дочкой), а не расстраиваться из-за его плохой привычки».
  4. Малыши такого возраста верят в сказки, реальность волшебных героев. Можно сообщить, что прилетала фея, которая очень расстроилась, что ребёнок знает такие «грязные» слова. Но от них можно избавиться — мама напишет слова на бумажке, а потом её можно вместе сжечь или закопать.

    Можно придумать историю про сказочного героя (например, эльфа или фею), который прилетал и расстроился, услышав плохие слова.

Если же мат у ребёнка — это способ манипуляции (он прекрасно понимает, что это плохие слова), здесь нужно уже использовать метод игнорирования. Малыш поймёт, что его приём не работает и перестанет им пользоваться, чтобы поразить, удивить окружающих.

Одновременно родители должны задуматься, хватает ли их чаду внимания: достаточно ли они времени проводят вместе, не подменяет ли Ютуб чтение книжек на ночь, не становятся ли гаджеты самым лучшим способом занять кроху.

6–9 лет (начало школы)

Задача родителей — дать ребёнку понять, что они считают его довольно взрослым, показать, что есть и другие способы (кроме нецензурной брани) проявить свою самостоятельность. Пусть сын или дочь участвует в составлении списка покупок, подборе мебели, выборе подарков близким, помогает по дому и пр.

Мама с сыном делают покупки в супермаркете, мальчик пылесосит комнату

Задача родителей — показать младшему школьнику, что они уважают его самостоятельность, считают достаточно взрослым

Также нужно мягко проводить разъяснительные беседы (но без нотаций). Кроме того, следует незаметно отслеживать, с кем школьник общается в соцсетях, каким контентом интересуется.

Подросток

В ситуации с подростком следует проявить особую деликатность. Взрослые должны помочь ребёнку самоутверждаться другими способами: успешная учёба в школе (ни в коем случае не требовать быть отличником, а, например, уделить повышенное внимание определённым предметам) творчество, спортивные достижения.

Опять-таки желательно проводить с сыном или дочерью больше времени, беседовать, смотреть вместе хорошие фильмы. При этом нельзя отрицать кумиров тинейджеров, их увлечения.

Если подросток употребляет мат дома, например, во время ссоры, естественно, нужно пресекать это, но опять-таки деликатно, не устраивая скандал: «Ты хотел сказать, что недоволен? Говори это другими, нормальными словами. А такие мне слышать неприятно». При этом неприемлемо бросаться фразами типа «Ты бессовестный, грубый, мне стыдно за тебя!».

Мама смотрит на расстроенного сына-подростка

Если подросток употребляет дома матерные слова, нужно пресекать это, но деликатно

В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся…

Разумеется, фраза «я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.

Типичные ошибки родителей

Самое главное — чтобы борьба с матерными словами не испортила отношения родителей с ребёнком, не приобретала форму дрессировки, надзора. Поэтому крайне важно избегать следующих ошибок:

  1. Использовать меры физического воздействия (бить по губам, угрожать мытьем рта с мылом, заклеивать рот и пр.). Это только нанесёт малышу психическую травму, а более старшего ребёнка озлобит.У мальчика заклеен рот скотчем

    Недопустимы меры физического воздействия в ответ на мат (бить малыша по губам, заклеивать рот, заставлять есть мыло) — это не решит проблему

  2. В наказание лишать ребёнка прогулки, игр и пр.
  3. Не аргументировать свою позицию, просьбу, употреблять фразы типа «Я сказал нельзя, значит — нельзя!».
  4. Ругать ребёнка за мат в присутствии чужих людей, прилюдно стыдить его. Это чревато серьёзными психологическими проблемами. Такие вопросы решаются только дома или наедине.
  5. Акцентировать излишнее внимание на самом первом употреблении матерного слова. Если ребёнок маленький, возможно, он просто повторил услышанное и быстро его забудет.
  6. Устраивать допрос с пристрастием («Это кто тебя научил?»). Ведь возможно, малыш и сам не помнит, от кого услышал это слово. Но вот после таких родительских мер он точно его запомнит надолго.Мама ругает маленькую дочь

    Не нужно устраивать допросы с пристрастием, допытываться, кто научил малыша плохому слову

  7. Устраивать истерику из-за единичных случаев. Например, школьник упал с велосипеда и выругался от боли (при этом он обычно не употребляет нецензурных слов).
  8. Ограждать от общения со сверстниками (ведь они матерятся). Это ни к чему не приведёт: ребёнок просто может стать изгоем.
  9. Преувеличивать ужасность мата, делать обобщения, что ребёнок в целом плохой.
Читайте также:  Как воспитать девочку отцу одиночке

От 2 до 5 лет: что делать с маленьким “болтуном”?

Мат, произнесенный ребенком в 2 года, чаще всего является результатом речевого подражания. Услышав новое слово от разгневанного папы или проходившей мимо тети, малыш повторяет его, абсолютно не понимая смысла. В такой ситуации лучше всего никак не реагировать. Важно не рассмеяться и не умилиться, иначе кроха будет стараться радовать родителей, продолжая повторять забавное для всех выражение. Категорически нельзя ругать его. Он просто не поймет причину этого. Кроме того, это приведет к заострению внимания на проблеме.

В 3-5 лет малыш уже может уловить эмоцию, с которой был произнесен мат, и сделать для себя вывод, что это слово следует говорить тогда, когда на кого-то или на что-то злишься. Кроме того, дети в данный период примеряют на себя разные модели поведения, тестируя реакцию родителей и проверяя границы дозволенного.

Сыну или дочке в 3-4 года нужно сказать, что подобные фразы являются грубыми ругательствами и обижают окружающих. Следует сделать спокойное и строгое внушение: «У нас в семье такие выражения не произносят».

Разговор с ребенком

Если инцидент произошел в присутствии других людей, не стоит немедленно реагировать, а тем более – стыдить ребенка. Желательно перевести разговор в другое русло или пошутить. Воспитательную беседу лучше провести в спокойной обстановке без посторонних.

Особенности употребления нецензурной лексики в разном возрасте

  1. Ранний возраст (2-3 года). В этом возрасте ребенок активно подражает взрослым, собирает информацию об окружающем мире. В столь раннем возрасте малыш даже не понимает значения слов, которые говорит. А повторяет он их потому, что хочет быть похожим на родителей.
  2. Младший возраст (5-9 лет). Это период несогласия с родительскими требованиями. В этом возрасте, употребляя нецензурные слова, ребенок показывает свою самостоятельность и независимость, а также привлекает к себе внимание.
  3. Взросление (10-14 лет). Это период самоутверждения среди своих сверстников. Ребенок входит в компанию, где хочет быть своим. Некоторые подростки, независимо от гендерной принадлежности, пытаются выглядеть грубее, чем есть на самом деле. Им кажется, что это круто.
  4. Период осознания (после 14 лет). В это время интерес к мату уже ослабевает. Молодые люди используют ругательства лишь как средство выражения эмоций. Ненормативная лексика теряет свою новизну, а человек, постоянно употребляющий ее, уже не кажется крутым и осуждается.

Как добиться, чтобы ребенок не ругался нецензурными словами

Чтобы добиться успеха в столь непростом деле, необходима специальная родительская тактика. Проще всего отучить от матерщинной брани 2-3- летнего сквернослова. Не надо делать трагедии, если малыш вдруг произнес нехорошее слово. Случайно услышав, запомнив и повторив какое-то бранное выражение, он в силу своей детской памяти через самое короткое время о нем забудет. А вот если в его присутствии повторить это слово несколько раз, то тогда наверняка он его прочно запомнит, слово войдет в его обыденный лексикон, и в этом случае искоренить его будет намного труднее.

К детям, чей возраст старше, применима несколько иная тактика. Здесь желательно придерживаться следующих неукоснительных правил:

  • Если матерится ребенок дошкольного возраста, нужно постараться объяснить ему, что бывают хорошие слова, а бывают – плохие. С помощью хороших слов общаются хорошие люди, а с помощью плохих – плохие. Мама и папа малыша всегда говорят хорошими словами и никогда – плохими. Если их сын (или дочь) будут произносить плохие слова, то мама и папа очень огорчатся и даже – заболеют. Другие люди, услышавшие, как сын (или дочь) ругаются, также могут огорчиться и заболеть. К этому можно добавить, что и сам ребенок в случае употребления плохих слов также может заболеть;
  • В том случае, если нецензурно изъясняется школьник доподросткового возраста, необходимо помочь ему сформировать здоровую самооценку. Такому любителю матерщины нужно объяснить, что брань не делает человека личностью. Если ребенок хочет формироваться как личность, то он может попробовать себя в спорте, в искусстве, в науке и прочих полезных сферах человеческой деятельности;
  • Чтобы отучить от брани подростка, полезно привести ему в пример некий авторитет. Именно в подростковом возрасте дети обычно решают, «делать жизнь с кого», и потому с охотой могут брать пример с кого-то, кто может быть для них образцом для подражания. Идеальный вариант – если таким авторитетом могут быть сами родители;
  • В любом возрасте не надо оставлять ребенка в одиночестве. У всякого нормального человека одиночество вызывает страх, растерянность и неуверенность, попытаться избавиться от которых проще всего посредством матерщины. Когда родители всегда находятся рядом со своими детьми, то в этом случае у детей возникает намного меньше желания употреблять нецензурные слова;
  • Родителям всегда нужно знать, с кем общаются их дети. Конечно, подбирать им друзей по собственному, родительскому вкусу – это не выход. Всякий ребенок – личность, и потому у него могут и обязаны быть свои пристрастия и право выбирать себе друзей. Однако корректировать круг общения своего ребенка родители не только вправе, но и обязаны. Возможно, кого-то из знакомых своего сына или дочери лучше будет деликатно удалить, а кого-то, наоборот, пригласить к ребенку в гости. Полезно будет, если время от времени родители будут общаться с теми, с кем водит дружбу их дочь или сын;
  • Одно из самых важных правил – научить ребенка правильно и адекватно выражать свои эмоции – как положительные, так и отрицательные, стараясь при этом объяснить, что брань – это вовсе не выражение эмоций, а нечто гораздо более постыдное и скверное;
  • Всякий раз, как малыш употребил бранное слово, нужно дать ему понять, что сквернословие не красит человека. При этом родителям необходимо как можно громче извиниться перед посторонними за ругательство, произнесенное их сыном или дочерью, чтобы ребенок мог понять и осознать, что отцу или матери за него стыдно. Кроме того, полезно предупредить юного сквернослова, что хотя родители его и любят, однако до тех пор, пока он не прекратит нецензурно ругаться, они не смогут его взять с собой ни в какое приличное место;
  • Необходимо принимать меры к тому, чтобы ребенок меньше смотрел телевизор. Кроме того, важно знать, по каким именно сайтам в интернете любит путешествовать их отпрыск. И если эти сайты – предосудительного или сомнительного содержания, то надо деликатно и вместе с тем настойчиво убедить сына или дочь посещать другие сайты, с более полезным содержанием.

Совет детского психолога: как отучить ребенка от плохих слов

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина. 

— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова. 

Екатерина Сиванова

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю? 

Читайте также:  Смесь Нестожен : состав в таблице, виды детского питания по возрасту, инструкция по применению

Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания.

Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.

Мат в разговоре у детей младшего школьного возраста (от 5 до 10 лет)

Этот период отличается от предыдущего тем, что дети уже начинают примерно понимать, что означает та, или иная фраза слов сказанная ими. Но не только это важно: дети уже осведомлены, что этого делать нельзя. Что может послужить причиной использования мата в разговорном лексиконе детей младшего школьного периода:

  • Основой может служить бунт: если это не принято, то почему взрослым можно, а им нельзя.
  • Как форма самоутверждения среди ровесников. Чаще всего примером для подражания являются дети из неблагополучных семей, у которых форма матерного выражения обычное явление.
  • Способ проникнуть в мир взрослых, используя за модель манеру поведения разговорную речь старшеклассников, подростков.

Если ребенок объясняет свое поведение тем, что другие дети, таким образом, изъясняются при общении, он часто слышит это выражение на улице, или в школе от старшеклассников, понятно, что отгородить от всего этого никак не получится, но имеется несколько способов, как взять ситуацию под контроль. Если вовремя приложить все усилия, проблему можно взять под контроль, так как любое игнорирование только усугубит ее в дальнейшем.

От 10 до 16 лет: как найти общий язык?

В подростковый период дети ругаются матом с целью самоутверждения среди сверстников и вливания в коллектив. Ребенку кажется, что его не примут и не поймут, если он не будет употреблять «крепкие словечки» в личном общении с приятелями или в социальных сетях.

Для ребенка в 10-14 лет мат – способ защиты от враждебного мира. За нецензурными словами он скрывает свои слабости и страхи. Ему кажется, что произнося маты, он становится взрослее, а также внушает страх и уважением окружающим.

Мат может быть формой проявления агрессии. Психологи считают, что это нормальный этап в развитии личности, каждый ребенок должен его пройти. Не выплеснувшаяся в свое время агрессия способна привести к различным психологическим проблемам в будущем.

Если у ребенка нет особых сложностей в семье или в коллективе, то к 14-16 годам необходимость в нецензурных словах отпадает сама по себе. Он употребляет грубую лексику все реже, обычно для выражения эмоций, а затем его речь очищается.

Подросток

Как отучить ребенка ругаться матом

В данном вопросе важно понимать, что действие должно соответствовать причине появления в речи ребенка нецензурных выражений. А причина напрямую зависит от возраста.

  1. 2 года. В этом возрасте запрет материться вызовет лишь еще больший интерес и активное словотворчество в этом направлении. Так как ребенку пока легче дается анализ чужого поведения, чем своего, нужно привлечь внимание к поведению другого ребенка: «Ой, как некрасиво разговаривает этот малыш. Маме за него стыдно».как отучить ребенка ругаться матом
  2. 5 лет. Это период, когда ребенку уже можно объяснять правила поведения в социуме. Это действенно в том случае, если ребенок еще не осознал, что ругань – это плохо. А вот если малыш уже усвоил, что такое хорошо, а что такое плохо, и продолжает использовать ненормативную лексику как средство манипуляции, нужно применить метод игнорирования. Тогда ребенок осознает, что прием не работает, и перестанет пользоваться им для привлечения внимания. Однако в подобной ситуации родитель должен задуматься, почему ребенок пытается привлечь внимание именно таким способом, хватает ли ему родительского тепла.
  3. 7-9 лет. В этом возрасте родитель должен дать понять ребенку, что считает его достаточно взрослым, и показать чаду, что есть другие способы показать свою взрослость, кроме нецензурной брани. Чтобы доказать ребенку его значимость, попробуйте советоваться с ним по поводу покупок, обстановки в квартире, планов на выходные.как отучить ребенка ругаться матом
  4. Подростки. Это сложный период в жизни родителя. Но нужно помнить, что вашему ребенку еще сложнее, ведь он пока не может найти свое место в мире. Здесь важно не перегнуть палку. Будьте тактичны. Подскажите ребенку другие возможные способы самоутверждения: учеба, спорт.

Самое время определиться с хобби, показать ребенку, с помощью чего может самореализоваться взрослый человек.В это время важно проводить больше времени вместе, интересуясь увлечениями ребенка. Будьте искренне вовлечены в жизнь подростка, тогда вы увидите, что человек открывается вам, и сможете посмотреть на мир его глазами. Подчеркивайте, что понимаете его, но вам неприятно слышать мат из его уст, пусть попробует заменить это слово менее «терпким» синонимом.

Помните, что никто не поймет вашего ребенка лучше, чем вы сами. Приложите все усилия, чтобы стать ребенку старшим товарищем, а не надзирателем. Когда исчезнут причины для появления ругани, исчезнет из вашей жизни и сама ругань.

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.

Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Основные ошибки родителей

Психологи рекомендуют родителям не пугаться и не терять голову, услышав матерные слова, сказанные ребенком. Слишком бурная негативная реакция может подействовать на детей отрицательно. Поэтому родителям рекомендуется избегать таких действий:

  • применять физическое наказание за ругательства (ударять по губам, заставлять мыть рот и прочие), т.к. это вызовет ответную реакцию и враждебное отношение, нанесет психическую травму;
  • запрещать использование «плохих» слов категорически, не приводя объяснения;
  • переводить ситуацию в шутку, делая вид, что это может всех повеселить;
  • воспитывать и стыдить детей при посторонних, что вызовет озлобление и замыкание в себе;
  • пытаться выяснить у ребенка источник, из которого он почерпнул бранные слова, т.к. применение нажима способно испортить отношения в семье;
  • употребление ругательств самими родителями и одновременный запрет для ребенка приводят к воспитательному диссонансу;
  • делать попытки изоляции ребенка от внешнего мира, что невозможно сейчас, в эпоху максимальной информационной доступности.

Однако создавать вид, что ничего страшного не произошло, также не является хорошим выходом из ситуации. Тогда ребенок решит, что в ругани нет ничего плохого, и будет прилагать усилия к ее совершенствованию и увеличению негативного словарного запаса.

ВЫмыть рот мылом

Источники

  • https://veve.ru/life/styl/chto-delat-esli-deti-materyatsya-4972/
  • https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/kak-otuchit-rebenka-materitsya.html
  • https://Razvivashka.online/vospitanie/rebenok-rugaetsya-matom
  • https://melkie.net/vospitanie-detej/rebenok-rugaetsya-matom-chto-delat.html
  • https://FB.ru/article/402041/kak-otuchit-rebenka-materitsya-deystvennyie-sovetyi
  • https://alinayasnaya.ru/rebenok-rugaetsya-matom/
  • https://uroki4mam.ru/kak-otuchit-rebenka-rugatsya
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/eticheskoe/rebenok-rugaetsya-matom-chto-delat.html
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_materitsya.html
  • https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/rebenok-rugaetsya-matom-chto-delat-roditelyam.html
  • https://www.pravmir.ru/tualetnaya-leksika-mat-i-oskorbleniya-chto-delat-esli-rebenok-govorit-plohie-slova/

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию