Как хвалить ребенка: меры поощрения за хорошее поведение (примеры, рекомендации)

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда – схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.

Психологический метод

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.

Материальное вознаграждение

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.
Читайте также:  Все о режиме дня для ребенка 6 месяцев на грудном и искусственном вскармливании

Сравнение

Способы поощрения детей в детском саду

Одно дело, когда вы проводите занятия дома и хвалите малыша за успехи. Другое, когда его замечают в коллективе и отмечают отдельнымипоощрениями. Как вы понимаете, для кого-то важно получить устное признание в слух, а кому-то нужно что-то материальное, например, штампик за хорошо выполненную работу или наклейку веселого смайлика за урок. Для каждого ребенка способ свой, но во время занятий в саду лучше придерживаться единого вида поощрения. Например, самый лучший рисунок будет показан всей группе, и его повесят на весь день на доску почета. Для малыша это весомый аргумент, чтобы довести не только процесс создания рисунка до конца, но и сделать это идеально!

Все способы поощрения детей в саду можно подразделить:

  • Похвала. Самый просто, с одной точки зрения, но самый действенный и распространенный способ. Каждый малыш хочет оказаться в центре внимания, даже интроверты порой мечтают, чтобы их похвалили перед всей группой.
  • Тактильные.Их чаще всего выбирают дети младших групп. Так как они более зависимы от простого поглаживания по голове или объятий. Для них тактильный контакт более желателен, так как помогает им преодолевать себя даже в самых сложных ситуациях.
  • Возможность получить что-то взамен сделанного. То есть, дети просятся пойти в саду на прогулку, а игрушки они разбросали по всему полу. Воспитатель может предложить им в качестве поощрения вариант в котором они убирают быстро все игрушки на места, а потом совместно идут гулять. Дети часто соглашаются на такой способ поощрения,потому что от действия, до получения ими результата они видят реальную возможность сделать все самостоятельно и быстро.
  • Разрешить в качестве поощрения сделать что-то не свойственное для него.Детям в садуможно предложить погулять чуть подольше или провести дополнительные занятия по рисованию или лепке. То есть, когда они выполнили условия воспитателя, то получили дополнительное время на свои удовольствия. Хотя обычно такого не предполагает расписание.
  • Оказать больше доверия.Например, в саду для этого выбирают в старших группах дежурного по столовой, которые ответственны за раскладывание ложек перед приемом пищи, и отслеживание, чтобы каждый ребенок все съел. Возможность побыть в качестве воспитателя для малыша большая честь и похвала.
  • Материальные стимулы. К ним нужно относиться с осторожностью, чтобы не перегнуть палку и не заставить ребенка ожидать от вас поощрения. В данном случае в садуэто сделать сложно, хотя возможно. Кто съел обед – на полдник получает 2 порции фруктов или запеканки. Для кого-то это будет чем-то обыденным, но некоторым ребятам такой стимул по душе.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денеж­ного воз­на­граж­де­ния есть как сто­рон­ники, так и ярые про­тив­ники. После­до­ва­тели дан­ного спо­соба отме­чают, что еже­не­дель­ные выплаты за хоро­шие оценки или неболь­шие суммы за вымы­тую посуду дис­ци­пли­ни­руют детей. Про­тив­ники же счи­тают, что ребе­нок, полу­ча­ю­щий деньги за хозяй­ствен­ные дела, ори­ен­ти­ру­ется только на внеш­ний резуль­тат. Как пра­вильно поощ­рять детей?

Советы психолога

Мно­гие пси­хо­логи также нега­тивно отно­сятся к денеж­ным воз­на­граж­де­ниям. Спе­ци­а­ли­сты уве­рены, что домаш­ние пору­че­ния дети должны выпол­нять бес­ко­рыстно. Если же вы хотите, чтобы ребе­нок научился рас­по­ря­жаться день­гами, подо­ждите, пока он под­рас­тет. .devochka s dengami - Как правильно поощрять детей?

Опыт­ные роди­тели пред­ла­гают аль­тер­на­тив­ные спо­собы награды за хоро­шее пове­де­ние. Если вам не нра­вится идея с денеж­ным воз­на­граж­де­нием, най­дите аль­тер­на­тиву деньгам.Напри­мер, раз­но­цвет­ные бусины, яркие пуго­вицы ста­нут отлич­ной заме­ной моне­там. Выра­бо­тайте с ребен­ком систему оплаты, согласно кото­рой мытье посуды будет соот­вет­ство­вать, к при­меру, двум пуговицам.В этом слу­чае, дети должны суметь «зара­бо­тать» за неделю на что-то весо­мое, чтобы у них была моти­ва­ция дви­гаться дальше. Поощ­ре­нием может стать сов­мест­ный поход в кино­те­атр, цирк, посе­ще­ние дет­ского раз­вле­ка­тель­ного центра.При­ме­нять ли метод денеж­ного воз­на­граж­де­ния, решать только роди­те­лям. Не забы­вайте, что при выборе спо­соба поощ­ре­ния сле­дует учи­ты­вать лич­ные каче­ства сво­его чада. И даже выбрав наи­луч­ший спо­соб, исполь­зуйте его очень осто­рожно, поскольку чрез­мер­ное при­ме­не­ние похвалы и наград может легко пре­вра­титься в роди­тель­скую обязанность.Дети допод­рост­ко­вого воз­раста учатся быть хоро­шими, делать не только то, что им нра­вится, но и начи­нают пони­мать, что хоро­шее отно­ше­ние зави­сит от при­ло­жен­ных ими уси­лий — это про­ис­хо­дит в слу­чае, когда роди­тели исполь­зуют награду как поощ­ре­ние за хоро­шее поведение.В совре­мен­ном мире, когда боль­шин­ство роди­те­лей посто­янно нахо­дятся на работе, дети отча­янно нуж­да­ются во вни­ма­нии мамы и папы, поэтому для мно­гих боль­шей награ­дой ста­нет не покупка новой игрушки или теле­фона, а про­сто при­сут­ствие люби­мых роди­те­лей рядом.

1510w 7 - Как правильно поощрять детей?

Можно объ­еди­нить поощ­ре­ние и сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, кото­рое так необ­хо­димо» ребенку, напри­мер, всем вме­сте отпра­виться в аква­парк, кафе или на прогулку.

Читайте также:  Массаж для новорожденных: действия в 1 месяц в домашних условиях, как делать грудничкам в 0-1 месяц самостоятельно, с какого возраста разрешен

Дети млад­шего воз­раста с удо­воль­ствием послу­шают на одну сказку больше, чем обычно, в каче­стве награды за хоро­шее пове­де­ние в тече­ние дня. Также малышу можно раз­ре­шить дольше погу­лять во дворе со сверстниками.…

Для этого суще­ствует несколько про­стых пра­вил, кото­рых стоит при­дер­жи­ваться роди­те­лям. Любое поощ­ре­ние должно соот­вет­ство­вать пове­де­нию и поступ­кам детей, т. е. быть спра­вед­ли­вым. Не имеет смысла хва­лить, дарить подарки или сни­мать запреты за все хоро­шие поступки или при­ме­не­ние уже зна­ко­мых ребенку навыков.

Напри­мер, малыш научился само­сто­я­тельно завя­зы­вать шнурки, за это можно поощ­рить, но делать это вся­кий раз, когда он повто­ряет дан­ное дей­ствие, не надо. И наобо­рот, нельзя обхо­дить вни­ма­нием более зна­чи­мые поступки. Напри­мер, ребе­нок помог маме вымыть посуду, убраться.Не стоит поощ­рять ребенка из чув­ства жало­сти. Если, напри­мер, его оби­дели на дет­ской пло­щадке, не стоит успо­ка­и­вать его кон­фе­той или шоко­лад­кой, лучше помочь ему, научив, как пра­вильно посту­пать в подоб­ной ситуации.Нельзя похва­лой и подар­ками поку­пать рас­по­ло­же­ние ребенка к себе. Лучше попы­таться нала­дить с ним дове­ри­тель­ные отно­ше­ния при помощи обще­ния. Посте­пенно нужно стре­миться отучать ребенка от посто­ян­ного мате­ри­аль­ного воз­на­граж­де­ния за какие-то его дей­ствия, так как он вся­кий раз ста­нет тре­бо­вать подарки. Нужно объ­яс­нить ему, что поступки совер­ша­ются бескорыстно.Если роди­тели хва­лят ребенка, то все­гда надо делать акцент именно на том дей­ствии, кото­рое они под­дер­жи­вают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.…

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.ИНТЕРЕСНО: как использовать авторитарный стиль воспитания в семье?

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).

Список дел

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.
Читайте также:  Как объяснить ребенку слово «нельзя»

Виды

Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.

Виды:

  1. Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
  2. Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
  3. Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.

Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо пони­мать, что необ­ду­ман­ное исполь­зо­ва­ние всех спо­со­бов поощ­ре­ния ребенка нано­сит боль­шой вред вос­пи­та­нию. Дети, кото­рых поощ­ряют за каж­дый пра­виль­ный шаг, не видят гра­ниц доз­во­лен­ного, им трудно опре­де­лять, где закан­чи­ва­ется то, что можно, и начи­на­ется то, что нельзя. У такого ребенка раз­ви­ва­ется пер­фек­ци­о­низм, когда, стре­мясь к луч­шему резуль­тату, он не в состо­я­нии при­нять пре­пят­ствия на своем пути, сильно пере­жи­вает по поводу неудач. Осо­бенно тяжело это ска­зы­ва­ется во взрос­лой жизни, кото­рая полна пре­пят­ствий и слож­ных задач.При­бе­гая к чрез­мер­ному исполь­зо­ва­нию похвалы, роди­тели фор­ми­руют у своих детей завы­шен­ную само­оценку, эго­изм, себя­лю­бие. В дан­ном слу­чае у ребенка отсут­ствует ува­же­ние к роди­те­лям, дру­гим взрос­лым, а также сверстникам.Когда ребе­нок дости­гает под­рост­ко­вого воз­раста, ему в каче­стве поощ­ре­ния уже недо­ста­точно шоко­ладки, он также не пой­дет кататься на каче­лях, т. е. у под­ростка воз­ни­кают дру­гие потреб­но­сти и роди­те­лям при­хо­дится под­стра­и­ваться под них. Как можно поощ­рять ребенка-тиней­джера? Детям в таком воз­расте нужны деньги и помощь. Не стоит пред­ла­гать деньги ребенку слиш­ком часто, если соблю­дать меру, такой вид поощ­ре­ния ока­зы­ва­ется доста­точно эффективным.

643824 1078x516 2x min - Как правильно поощрять детей?

Если под­ро­сток, напри­мер, не хочет выпол­нять просьбы роди­те­лей или тра­тить время на то или иное заня­тие, роди­тели могут про­сто пред­ло­жить ему уве­ли­чить коли­че­ство кар­ман­ных денег или дать ему неболь­шую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лиш­них денег, то роди­тели могут пред­ло­жить ребенку сво­зить его туда, куда ему нужно, или помочь выпол­нить какую-то из его домаш­них обязанностей.Неко­то­рые роди­тели день­гами поощ­ряют детей за хоро­шие отметки в школе. Такой под­ход явля­ется довольно про­дук­тив­ным. Можно поощ­рять успе­ва­е­мость под­ростка не только день­гами, но и раз­ре­шить ему, напри­мер, погу­лять подольше или схо­дить в кино. Сво­боду ребенку дают обычно после того, как он заво­юет соот­вет­ству­ю­щее дове­рие роди­те­лей. Высо­кая успе­ва­е­мость может быть как раз одним из спо­со­бов заво­е­ва­ния дове­рия. Ведь если под­ро­сток хорошо учится, тем самым он демон­стри­рует, что он доста­точно ответ­стве­нен, а зна­чит, ему можно доверять.

Довольно трудно одно­значно утвер­ждать о вреде или поло­жи­тель­ном харак­тере разо­вых поощ­ре­ний, так как про­сле­дить за их эффек­тив­но­стью невоз­можно. Одно­значно можно лишь ска­зать, что поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на харак­тер ребенка дает вся система вос­пи­та­ния в целом. 

Основная особенность поощрения детей

Как правило, к особенностямпоощрения детей в саду можно отнести один негативный момент. Если малыша хвалят за все подряд (особенно за сам процесс, но не результат), то в итоге кроха все время будет ждать похвалу и капризничать при ее отсутствии. Например, вы делаете поделку к празднику мам, один ребенок старается, доводя картинку до идеала. Второй делает быстро, да так, что в итоге вы только и можете сказать «тяп-ляп». Оба малыша при этом гордятся своими поделками. Но у каждого из них разное восприятие. Хотя ожидание похвалы со стороны воспитателя, после проведенного занятия, и мамы, после вручения поделки, они ждут одинакового. Но с одной стороны, вы видите, что малыша поощряюти хвалят только за хороший результат (с учетом его возрастных возможностей), а второго хвалят за все подряд. При этом первый скажет: «Я старался! Смотри, как красиво получилось!», а второй даже, если понимает, что поделка так себе, ответит: «Ну я же ее сделал сам!» Переделывать и совершенствовать он ее явно не собирается.

Поэтому, раздавая поощрения детям в саду или дома на занятиях, не забывайте о том, что можете просто его избаловать!

Подарки = покупки?

Сложнее всего дело обстоит с материальным поощрением. Давать деньги дошкольнику нет смысла. Он не воспринимает их в полной мере и не ценит. Легче использовать покупку игрушек или других вещей. Но тут можно использовать одну хитрость.

На стену вешается ватман. Родитель чертить ряд клеточек и сверху подписывает дату. При хорошем поведении малыш получает наклейку, когда он соберет определенное количество, то получает подарок. Важно чтобы цель была сложно достигаемой. Какой смысл ребенку стараться получить конфету, если они свободно лежат в вазе? Никакого. Поэтому нужно выбирать то, что малыш не имеет возможности взять.

Источники

  • https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/kak-hvalit-rebenka.html
  • https://mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-pravilno-pooshhryat-detej
  • https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/pooshhreniya-dlya-detej-v-detskom-sadu.html
  • https://azbyka.ru/deti/kak-pravilno-pooshhryat-detejj
  • https://centerdetskiy.ru/stati/mery-i-vidy-pooshchreniya-detej

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию